Таба сахир уголек в пепле. Сабаа тахир - уголек в пепле

В этой книге двое героев. Юная Лайя - из порабощённого народа книжников. Когда её любимого старшего брата Дарина хватают завоеватели, девушка примыкает к подполью и становится шпионкой… Элиас - имперец, один из лучших курсантов военной академии. Но он не желает становиться бойцом элитной гвардии Масок, мечтая о побеге. Когда Лайя и Элиас встречаются, это становится предвестием грядущих в Империи перемен.

Sabaa Tahir
An Ember in the Ashes
Роман
Жанр : историческое фэнтези, юношеское фэнтези
Год издания на языке оригинала : 2015
Переводчик : Е. Шолохова
Издательство : АСТ, 2015
448 стр., 7000 экз.
«Уголёк в пепле», часть 1
Похоже на :
Гай Гэвриел Кей «Поднебесная»
Морган Родес «Обречённые королевства»

Дебютный роман американской писательницы Сабы Тахир стал одной из сенсаций минувшего года на англоязычном рынке и был крайне оперативно напечатан в России. И не только там - права на выпуск прикупили издательства трёх десятков стран. А экранизацией книги займётся голливудский гигант Paramount Pictures. В общем, безоговорочный успех. И, стоит отметить, вполне заслуженный.

Роман - юношеское псевдоисторическое фэнтези, заставляющее вспомнить книги Гая Гэвриела Кея. Как и канадский мэтр жанра, Тахир конструирует мир на основе видоизменённого реального прошлого. Перед нами - южные провинции государства, очень напоминающего Римскую империю. Палестина? Иудея? Во всяком случае, книжники-саддукейцы - явный гибрид евреев и арабов. Некогда империя книжников была весьма могущественна и горделива, однако не устояла против натиска «варваров», которые владели секретом изготовления совершенного холодного оружия. Благодаря своим мечам северяне одержали победу, завоевав не только книжников, но и другие народы. Так возникла Империя меченосцев, которая вот уже несколько веков безоговорочно доминирует в мире.

Автору удалось нарисовать довольно убедительную картину тоталитарной олигархии. Может, потому, что и придумывать многого не пришлось? Ведь перед нами фактически Рим в апогее могущества, хотя некоторые страницы (особенно те, где показаны нравы в Академии Масок) заставляют вспомнить о нацистской Германии. Отметим, что придуманный Тахир мир почти безнадёжен. Ибо, как становится ясно по ходу рассказа, альтернативы у Империи мечников при всей её несправедливости фактически нет. Сопротивление книжников - та ещё клоака. Море высоких слов и океан подлости - прям ближневосточные террористы какие-то. Более того, к финалу романа складывается впечатление, что Империя вполне достойна реформирования, а вовсе не низвержения. Возможно, героям в последующих томах именно эта многотрудная задача и предстоит?

Герои - ещё одно достоинство книги. Особенно второстепенные. Их немало, и практически все - персонажи крайне яркие, неоднозначные и психологически выверенные. Особенно запоминается гордая Элен Аквилла - друг, соратник и в то же время соперник Элиаса. И комендант Академии, она же мать протагониста, - просто железобетонная стерва! А вот к образам главных героев есть вопросы.

Так глупо было надеяться, что, невзирая на жестокость, в которой я был воспитан, я смогу вырваться из всего этого. После стольких лет порки, дурного обращения, кровопролития не стоило быть таким наивным.
Элиас

Вот Элиас Витуриус - умён, довольно расчётлив, но в тоже время бывает горяч и несдержан. Противоречивый и привлекательный образ. Главный вопрос - как герой умудрился остаться «гуманистом», подвергаясь дьявольской муштре с самого раннего детства? Всё его окружение по взглядам и поведению - чистый СС, «белокурые бестии». А Элиас словно с другой планеты. Почему?.. Что до Лайи, то это домашняя девочка, которая вляпалась в серьёзные испытания, совершенно не будучи к ним готова. На фоне других ярких героев семнадцатилетняя красотка не может похвастать особыми свершениями. Лишь по воле автора она преуспевает в своих начинаниях. И потому самый слабый элемент «Уголька в пепле» - его романтическая линия. С какого перепугу Элиас (при всех недостатках довольно яркая личность) влюбился в это чахлое создание - совершенно непонятно. Объяснить это можно разве что спорной теорией о том, что сильные мужчины всегда тянутся к слабым женщинам, коих надо защищать и лелеять. Правда, под занавес книги Лайа демонстрирует характер, так что, возможно, в последующих томах героиня ещё разойдётся.

А характер и другие сильные качества, судя по сюжету, героям ох как понадобятся. Сюжет - увлекательный, заставляющий лихорадочно листать страницу за страницей, - ещё один плюс книги. Конечно, не обошлось без некоторых логических нестыковок, но весьма вероятно, что в продолжении все они найдут разумное объяснение. По крайне мере, хочется в это верить.

Итог: очень достойная книга. Конечно, до гениальности ей далеко, но по многим параметрам роман заслуживает высоких оценок. И прежде всего как шикарный дебют - надеемся, что, поднакопив опыта, Тахир порадует читателей ещё более яркими произведениями.

Девочка из пустыни

Саба Тахир провела детство в пустыне Мохава, где её семья содержала маленький мотель. Там не было интернета, потому девочка много времени проводила за книгами. После окончания Калифорнийского университета она несколько лет работала редактором в газете The Washington Post. А затем уволилась и написала роман, который стал национальным бестселлером.

Саба Тахир - американская писательница, автор бестселлера «Уголек в пепле», который покорил читателей по всему миру. Преимущественно она пишет в фантастическом жанре с элементами приключенческого романа. Несмотря на яркую ориентацию на подростков, писательница не боится поднимать серьезные вопросы в своих книгах, что делает ее любимицей читателей всех возрастов и полов.

Саба Тахир: биография

Жизнь этого молодого автора весьма необычна. Дело в том, что выросла она в пустыне Мохаве, которая располагается в Калифорнии. Ее семье принадлежал небольшой мотель, рассчитанный на восемнадцать номеров. Атмосфера пустыни, а также постоянно сменяющиеся люди со своими историями и судьбами, впечатлили юную девушку. Именно поэтому Саба Тахир, книги которой вы можете посмотреть на нашем сайте, с малых лет обладала незаурядной фантазией и тягой к приключениям. Девушка играла на гитаре, увлекалась чтением приключениях авантюрных романов и комиксов за неимением телевизора. Сначала Саба Тахир, книги которой будут впоследствии отражать ее характер, мечтала о карьере врача. Однако вынужденные обстоятельства, которые положили ее в госпиталь и наблюдение за его внутренним устройством, заставили девушку отказаться от этой идеи.

Когда ей было семнадцать лет, она покинула затхлую и спокойную пустыню и отправилась в Лос-Анджелес. Там она подала документы в Калифорнийский университет и, с легкостью преодолев вступительные испытания, стала студенткой на специальности журналистика. После окончания обучения Тахир моментально устроилась в авторитетное издание «Вашингтон Пост», где и проработала несколько лет.

Но широкая душа, жаждущая приключений, не давала покоя. Работая редактором новостей и сидя на ночном дежурстве в редакции, девушка начала работать над романом «Уголек в пепле», которому суждено было потом завоевать известность по всему миру. Почувствовав, что работа над книгой идет хорошо и ей требуется куда больше времени, чем позволяют ночные часы, Тахир увольняется из редакции, чтобы все время посвятить созданию своего романа.

«Уголек в пепле» соединил в себе все стороны характеры молодого автора, а также широту ее интересов. Обучение римских легионеров, традиции мусульманских государств, арабские сказки, мистика, запутанные любовные линии, жажда свободы, страсть, элементы ужасов – все это нашло отражение в одном романе. Также мягкость подачи и простой стиль полюбились молодому поколению.

Саба Тахир, список книг которой представлен ниже, дарит волшебную историю, в которой так приятно жить и мечтать.

    Оценил книгу

    Ну, что я могу сказать? Эту книгу стоило ждать полгода – а именно столько я знаю о ее существовании и именно столько времени потребовалось, чтобы она наконец, стала доступна для русскоязычных читателей. Здесь есть все, что мне так нравится в подобного рода литературе: новый яркий и самобытный мир (карты мира в наличии), жестокие испытания, неидеальные герои, немного мистики и фантастических существ, политические интриги, негодяи у власти и негодяи в оппозиции, поиск юными своего места под солнцем и, конечно, любовь (ну, по меньшей мере, предпосылки к ее возникновению).

    Читалось легко и с интересом. Главных героев двое – парень и девушка и сюжет читателю преподносится сразу с двух точек зрения. Развивается он линейно, без провисаний и с должной степенью накала. Место действия – Империя, пять сотен лет назад не без помощи потусторонних сил сумевшая поработить соседние государства и с тех пор жестоко карающая за малейшие признаки неповиновения. Мир напоминает средневековый Восток. В итоге имеем не совсем традиционный, но все же young adult с небольшой примесью фэнтези. Герои молоды, полны сил и отваги и готовы сразиться с системой, положив свою жизнь на алтарь справедливости.

    Итак, знакомьтесь: Лайя – семнадцатилетняя девушка из порабощенного народа книжников, когда-то, до завоевания, славившегося учеными и писателями. Смуглая кожа, иссиня-черные волосы, золотые глаза (я только однажды в жизни видела радужку такого цвета и, поверьте, это очень необычно и красиво). Разумеется, красотка. Живет вместе со старшим братом в трущобах на попечении деда и бабушки. Дочь погибших много лет назад лидеров Сопротивления. Горячо любит брата, ради него готова пойти на любые лишения. Не боец, но неглупа и довольно отважна.

    Элиас – девятнадцатилетний выпускник элитной военной академии, представитель одного из самых известных родов Империи, идеальный солдат, выпестованный в жесточайших спартанских условиях самой суровой воинской школы. Высокий смуглый брюнет с серыми глазами и выдающейся мускулатурой. Прекрасно владеет оружием, но настоящего убийцы из него так и не вышло, несмотря на долгие годы муштры – совестлив оказался и мягкосердечен. Не желает быть пешкой в чужих играх. Ненавидит свою мать, изощренную садистку, стоящую во главе той самой школы, в которой Элиас обучался.

    Между этими двоими нет и не может быть ничего общего, кроме того, что оба они не вправе распоряжаться собственной судьбой. Но таинственные бессмертные Пророки, умеющие читать мысли и видеть будущее, видят в них что-то особенное. Оба они – Судьба, и оба они будут гореть, потому что в них есть свет и жизнь. Оба они - угольки в пепле, они будут сжигать, разорять и разрушать. И не в их силах что-то изменить…

    История получилась жестокая, кровавая и недобрая. Тем не менее, очень увлекательная. По традиции, обрывается повествование на самом интересном месте, оставив больше вопросов, чем ответов. Узнать, что будет дальше, читатель сможет не раньше, чем к концу следующего года – вторая часть цикла, «Факел в ночи», выйдет в свет на английском только в августе 2016 года, а до нас доберется и того позже. Зато книгу обещают экранизировать – права на экранизацию приобрела компания Paramount Picturs, продюсером называют обладателя Оскара Марка Джонсона, а на главную роль прочат, по слухам, Лиама Хемсворта. Интересно было бы посмотреть, зрелище обещает быть не менее заманчивым, чем чтение.

    Оценил книгу

    Мне понравилось. Нет не так. Мне безумно понравилось, я не могла оторвать себя от этой книги на протяжении двух дней, а то и меньше. Она определенно стоила того, чтобы её ждали. В ней есть все, начиная от захватывающего сюжета и заканчивая героями. Мир, который создала Саба Тахир нереально жестокий, яркий и захватывающий, от одного описания начинают бегать мурашки, но останавливаться не хочется. Наконец-то в young adult появился автор, который смог создать совершенно новый никем неповторимый мир. Да возможно, он не такой уж идеальный, как хотелось бы, но это действительно нечто новое, по крайней мере, я такого еще не видела.

    Читается книга легко, потому что написано все очень просто и интересно. Сюжет развивается в Империи – государстве, которое поработило множество соседних земель, с помощью своего, будем считать, «секретного оружия». Империя ненавидит Книжников и всячески старается их устранить, и теперь книжники – это всего лишь рабы, которые утратили вою мудрость. Таже в Империи существует Военная Академия , которая обучает самых жестоких убийц – маски .

    Лайя. Несмотря на свое, теперь уже не знатное происхождения (книжник) эта девчонка до сих пор борется, да поначалу она была нытиком, но потом, пройдя свой огромный и тяжелый путь, она как бутон цветка, расцвела и показала всем свой настоящий характер. Теперь это не девушка, которая всего боиться, эта женщина, которая готова постоять за себя и свою семью. Она наконец-то находит своё место под солнцем.

    Элиас . Он должен убивать слабых, вместо этого он их защищает. Его маска должна слиться с лицом, стать частью его, но она так и осталась бесполезной железякой. Это парень, который всегда нарушает правила, он идет напролом против всех, он тот человек, который идет против Империи и за непослушание он заслужит свое наказание.

    Что касается любовной линии, то, как таковой её здесь и нет. Автор уделяет большее внимание испытаниям, описание местности, кровавым событиям, но никак не любви. Сразу было понятно, что романтическая линия не конек Тахир. Увидели, улыбнулись, влюбились. Все. Вот вам и любовь. Скучно.

    Книга получилась жестокая, кровавая, и очень увлекательная. Вся эта борьба за место под солнцем, испытания в пустыне, маски, которые никого не щадят, все это мне действительно понравилось. Хочется уже узнать, что же там будет дальше, но, по-видимому, это будет не скоро. Вторая часть ещё в оригинале не вышла, а я ведь так надеялась, что это не серия.

    Оценка: 9, 5 из 10

Начну с того, с чего у меня вулкан вскочил: представьте себе некий классический образ античной цивилизации (судя по именам завоевателей и их потомков - римской), вторгшейся в некий образ восточных цивилизациях и поработившей этот агломерат.

И вот сидит ветвь Императора (спасибо, что не ИМПЕРАТОРА) на попе ровно уже пятьсот лет на севере в своей столице, а военная школа, кующая армию, и кузницы, производящие оружие - далеко на юге! Вы можете себе такое представить? Я - нет. Автор сразу на сцену выдвигает Пророков. Этаких альбиносов-шахматистов, раздающих направо и налево пророчества, отбирающих (не, не производящих отбор, а именно отбирающих у родителей) детей в школу, сующих свои носы всюду. И все их терпят. Боятся. Т.е. они такие «боги в машине». Весь мир для них как шахматная партия. А люди лишь фигуры. Ну-ну.

Еще один наивняк убил - есть у Императора главный помощник - Кровавый Сорокопут. Пророки напророчили гибель династии, у Императора аж маршрут на юг сразу проложился, а визирь... скромно просит отставки. Ну Император ему путёвку и выписал. На тот свет. Вы себе можете представить такую честность? Кто-то явно не читал историю древнего Рима:/

Саба Тахир «давала руды» явно на волне успеха «Голодных игр» - вот вам персонаж(ки), которым предстоит ИНИЦИАЦИЯ/ИСПЫТАНИЯ/ПОЕДИНКИ/ИГРЫ - короче, автор не высовывает носа дальше своих представлений о чем-либо, подкрепляя их собственным опытом.

Все книги эдалт-эдишн (беллетристика для юных и молодых) сводится к... Д*ЛБ*НН*М ЭКЗАМЕНАМ. Ты избран/выбран/твой номер выпал в лотерее/твой шанс выжить, но убей побольше. Сдай экзамены - поступи в институт жизни. Или вымри. Медленно или быстро.

И почему же персонажи в эдалт такие сьюшные-то? Да потому что в юности мы верим, что мы - особенные. Что путь наш волшебен, а мир вокруг свеж. Мы откроем лекарство от рака, мы отменим границы, мы стартанём к звездам, мы будем любимы, мы будем любить. Но к тридцати годам уже подавляющее большинство захлебнется в бытовом кукуе, отбиваясь от набранных кредитов и матеря быстро сменяемую моду на всё - от гаджетов до морали. И не до любви. Отстаньте.

Персонажам Уголька будет принадлежать весь мир. Вот поиздевается над ними автор в книгам четырех и всучит мир в качестве утешительного приза. Она - дочь погибших лидеров Ополчения Книжников, он - бастард знатного рода, что управляют Цитаделью - школой Масок. Пророки и Пророчицы водят вокруг них свой хоровод, в небе над ними сияют звёзды. 1001 ночь, не иначе.

Ой, с чем только Уголек не сравнили - Ромео и Джульетта в Голодных Играх.

Сразу понятно - откуда ноги у Уголька растут.

Саба Тахир подняла интересную тему в плане геноцида одной цивилизации другой. Если вам нужно уничтожить людей статистически - вырезайте их. Травите. Убивайте. Подкидывайте им зараженные одеяла.

Если вам нужны рабы или налоговая база, превратите их в быдло. Затравите их. Уничтожайте их культуру. Спросите у майя, инков, ирландцев, индусов, тучи африканских племён. Запреты на образованность, письменность, книги, даже устную традицию, сам язык, танцы. Всё это - изобретения людей по отношению к другим людям.

Что еще у Сабы получилось - это декорации. Цивилизации, которые она сплела в сюжет - они живые. И локации. Если вы кроликами скачете по туннелям - то вы чувствуете их затхлость, если идете по улицам - слышите, как ветер подхватывает песок в воздух, если вы попадаете на фестиваль книжников - то танцуете вместе со всеми под мерцание множества фонариков.

Огромный плюсище за равность возможностей для мужчин и женщин.

И у книжников, и у кочевников, и у патрициев человек, вне зависимости от пола, способен достичь высокого положения - быть вождем своего племени, сорокопутом этим или лидером фракции ополчения. Их всех учат читать (книжники подпольно, патриции могут учить своих детей открыто, кочевники сами по себе). Элиас сетует Элене, что они оба могли быть кем-то другим - юристами или целителями.

Вот, собственно, всё, что я для себя интересного в Угольке нашла.

Чисто имхо - ваши впечатления могут (и даже должны в какой-то степени) разниться с моими.

Если у Уголька будет экранизация - лучше сериалом.

Никто еще из эдалт-авторов (во всяком случае, из знакомых мне) не берет на главные роли «маленького человека» (чеховское такое определение) и не показывает его жизнь пусть даже на фоне и рушащихся империй. Никто из них не готовит свою аудиторию к реальной жизни. Их истории - аттракционы. Покатались? - Слезайте.

Оценка: 6

Имя автора заставляло ждать чего-то восточного, но от Востока здесь только названия сверхъестественных существ - джинны, ифриты (с именами вроде Роуэн Голдгэйл). Роман оказался чисто американским - по языку, ментальности, сюжету. Имеется жутко злобная тираническая Империя (благо со времен Оруэлла алгоритм ее описания перешел в открытый доступ). Покоренные Книжники стенают под ее игом. Имеются подпольщики (Ополченцы), которые, по большому счету, ничем той Империи не лучше. И, разумеется, есть одиночка (вернее, парочка, автор-то у нас дама), готовая бросить вызов всем подряд. Для пущего драматизма (здесь вообще очень многое придумано для пощекотать нервы) это будут девушка, дочь казненных лидеров Ополченцев (Лайя), и парень из самой что ни на есть аристократической семьи Империи (Элиас). А чтобы драматизма было еще больше, поставим каждого перед любовным выбором. Лайя может вволю выбирать между Элиасом и симпатичным Ополченцем, Элиас - между ней и своей давней подругой Элен. Любовь - естественный и главный ингредиент коктейля, семейные ценности добавим по вкусу.

Лайя в общем понравилась - милая, наивная дурочка, угодившая в переплет, без малейшей мэрисьюшности. Ее преданность брату, как минимум, вызывает уважение.

Все остальное уже не так выразительно. Уж на что я не люблю искать ляпы в фэнтезийных мирах, но здесь они просто лезут в глаза. Вот, скажем, есть школа Блэклиф для подготовки Серебряных Масок - этаких ниндзя, спартанских мальчиков и тайной полиции в одном флаконе. И возникает в этой школе конфликт, переходящий в рукоприкладство. На что похоже сражение парней, 14 лет обучавшихся различным боевым искусствам? По описанию в романе - на кучу-малу в песочнице.

«Затем раздался сдавленный крик Элен, и я высвободился из рук Тадиуса и Джулиуса. В следующий миг я оставил их позади, оттолкнул Маркуса от Элен и стал наносить удар за ударом по его лицу. Я бил Маркуса, а он смеялся, Элен же с остервенением вытирала губы. Леандр пытался оттеснить меня за плечи - тоже рвался к Змею. За спиной Деметриус уже поднялся на ноги и снова бросился в драку с Джулиусом, но тот взял верх, прижав голову моего друга к земле».

Элен, к слову, не зашуганная служаночка, а выпускница того же Блэклифа. И она только и может, что вопить да вытирать губы, когда к ней пристает какой-то нахал? Техника боя, рефлексы бойца? Ничего похожего. Чуть позже, правда, она изволит вспомнить, что вооружена, но почему не сразу?

Элиас настолько вял и погружен в себя, что становится непонятно, за что его считают лучшим солдатом Блэклифа. Вот Лайя пытается привлечь его внимание: подходит со спины и хлопает его по плечу. Несколько раз. Потом он, так и быть, оборачивается выяснить, кто это там у него за спиной. И при этом он вырос в атмосфере постоянной опасности и вечной подозрительности? Его склонность брать на себя все грехи мира под конец начинает утомлять.

Политика, дипломатия и городская герилья описываются весьма наивно.

И при этом в своей жанровой нише роман вполне хорош и имеет право на существование. Он, во всяком случае, динамичен. Страсти кипят. Лайя и Элиас симпатичны и хорошо прописаны. Ну, и семейные ценности - дело, как ни крути, хорошее.

Продолжение следует. Спасут ли никчемного братца Лайи, что дальше будет с Империей, как разрешится любовный многоугольник? Все это - в следующих томах серии.

Оценка: 7

Все-таки реклама великая вещь! Откуда бы я вообще узнал о существовании данной книги, если бы пресса не хвалила ее и не принуждала таким образом к ознакомлению? Теперь о книге. Вот здесь, собственно и кроется главная проблема - о книге-то сказать особо и нечего. Совершенно ничего выдающегося. Для начала избитый и неинтересный сюжет. Может быть это, конечно, на любителя, но мне было откровенно скучно. И потом, в то, что происходит на страницах очень сложно поверить, а любителю фентези с опытом, у которого к этому моменту за плечами багаж из десятков и сотен прочитанных томов, вообще невозможно поверить в то, что происходит. Все это скорее напоминает Скайрим или любую другую компьютерную РПГ и, судя по всему, автор является большим любителем подобного рода игр. Скажу честно, некоторые моменты меня просто злили! Простой пример, основа сюжета:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Существует некий имперский город в котором отлавливают действующих в подполье повстанцев. Никак не могут всех изловить, хоть ты тресни! Ищут с собаками, ищут с милицией! Против возмутителей спокойствия борется отборная гвардия, ловят по домам, по подвалам, по деревьям и никак не могут их найти! Но стоит только главным героям захотеть найти повстанцев, немедленно происходит чудо чудесное и они их находят! Более того, всех самых главных персон повстанческого движения!

Ну, понятно, да? То есть как в Скайриме: всем известно, что воровская гильдия имеет офис в ближайшей канализации, но вот изловить их городской страже никак не под силу! Уж до того, хитрющие типы, что стоит спуститься в канализацию, а они тут-же шмыг по углам и ищи их свищи! Вот так и ловят уже лет сто, все никак. Такое же ощущение появляется и при чтении книги «Уголек в пепле». Неприятное, скажем так, ощущение. Вот все какое-то ненастоящее! В это просто не веришь! Поэтому приходит ощущение равнодушия к судьбам героев - к чему сопериживать если ты понимаешь, что так не бывает? Это несерьезно. Во всяком случае мне было просто неинтересно читать! И даже сейчас, когда я пишу эти строки, я понять не могу - зачем я вообще потратил время, чтобы дочитать ее до конца, если понимал, что вот так оно и будет дальше?

Так что моя оценка 6. Было бы 5, но новому автору я всегда накидываю бал на будущее.

P.S. И да, вот еще что: люди в жизни так не разговаривают, люди так разговаривают в кино, в компьютерных играх или на страницах вот таких книг как эта.

Оценка: 6

Хорошее начало, есть шанс, что в последующем, может получится что-то грандиозное.

В центре событий девочка из угнетенного народа книжников - Лайя, а другой главный герой - Элиас, представляет сторону завоевателей - могущественную Империю.

Лайя вынуждена шпионить в суровой имперской школе, чтобы спасти своего брата. Элиас - сильнейший воин, ненавидит эту школу, лелея план о побеге.

В какой то момент Лайя и Элиас сталкиваются и зарождаются чувства. Вообще непонятно отчего они такие горячие зарождаются, но, в общем, каждый из героев начинает думать друг о друге.

На самом деле у меня даже появилось ощущение, что я читаю какой-то любовный роман, настолько сильно тут уделяется внимание взаимоотношению героев.

Пожалуй, эмоциональная сторона является как слабой, так и сильной составляющей данной книги. Мир, в котором происходит действие, описан слабенько, мало, а вот персонажи, за счет описания их ощущений и эмоций, раскрыты достаточно хорошо.

Мне, во всяком случае, было интересно, как разовьются (или нет) отношения между Элиасом и его подругой детства - Элен. Их связь и возможные чувства более обоснованны, чем, например, интерес Элиаса к главной героине - Лайе.

К сожалению, на одной романтике-в-суровых-условиях не вытянешь (если целевая аудитория не только девочки-подростки). Но, как я сказал выше, мир обещает быть достаточно интересным. Перед нами с одной стороны Спарта - где нет места ни слабым ни предателем, с другой стороны угнетенный и несчастный народ, который в скором времени проснется, чтобы сбросить с себя гнет имперцев. Есть место и мистике. Герои сказок - джины, гули - скрыты в тенях, но они готовы появится со своими мистическими тайнами, правда не в этой части.

Что ж, первая книга выполнила свое назначение - привлекла внимание (неплохо ее раскрутили, кстати) интересными персонажами и таинственным, завлекающим миром.

Оценка: 8

Все дело в том, как люди оценивают книги. Есть элита, которая при прочтении проверяет произведение на наличие малейших логических ошибок, сюжетных несостыковок, излишнего графомаства или же наоборот недостаточности описания, проработанности персонажей, достоверности картины и описываемых событий и т.д. и т.п. Я себя к таковым не отношу. Да, я обращаю вещи на все эти детали (назовем их «внешними требованиями») , да, хорошо, когда все проработано и нет ляпов. Но в первую очередь я оцениваю то, насколько мне книга пошла, то есть общее впечатление: интересно мне было читать, сопереживал ли я героям, захватил ли меня сюжет, была ли визуализация при прочтении. И хоть автор не воплотила идеально всех внешних требований, НО история меня поглотила целиком. Я не мог оторваться, я переживал за героев, за их жизни и их отношения, я словно бы находился там, возле них. У меня так же, как и у них, колотилось сердце, я так же, как и они, ненавидел, любил, страдал.

Как раз это для меня показатель отличной литературы. Понравилась мне история? Да! Хочется продолжения? Да! Обращаешь на те ошибки и несостыковки внимание при прочтении - нет! Так было у меня, так что Саба Тахир получает от меня высший бал.

Сабаа Тахир

УГОЛЕК В ПЕПЛЕ

Часть I Облава

Мой старший брат вернулся домой в самый темный час перед рассветом, когда призраки и те уже отдыхают. От него пахло сталью, углем и кузницей. Врагом.

Он ловко перепрыгнул через подоконник, беззвучно ступая босыми ногами. Следом ворвался горячий пустынный ветер, зашелестел занавесками. На пол выпал его альбом, и быстрым движением он пнул его под кровать, точно змею.

Где ты был, Дарин? В мыслях я набиралась мужества и спрашивала его об этом, и Дарин в ответ доверялся мне. Куда ты все время исчезаешь? Почему? Ведь ты так нужен Поупу и Нэн. Ты нужен мне.

Каждую ночь на протяжении почти двух лет я собираюсь спросить его об этом. И каждую ночь у меня не хватает смелости. Дарин - единственный, кто у меня остался. Я не хочу, чтобы он отдалился от меня, как от всех остальных.

Но сегодня все иначе. Я знала, что в его альбоме. Что это значит.

Ты должна спать. - Шепот Дарина отвлек меня от тревожных раздумий. Это его почти кошачье чутье досталось ему от матери. Он зажег лампу, и я села в постели. Бесполезно притворяться спящей.

Комендантский час давно начался, патруль уже три раза проходил. Я волновалась.

Я знаю, как не попасться солдатам, Лайя. Это дело практики.

Он оперся подбородком о мою койку и улыбнулся ласково и насмешливо, совсем как мама. И посмотрел так, как обычно глядит, когда я просыпаюсь от кошмаров или когда у нас заканчиваются запасы зерна. Все будет хорошо , говорили его глаза. Он взял книгу с моей кровати.

- «Те, кто приходят ночью», - прочитал он название. - Жутковато. О чем она?

Я только начала, о джиннах… - я запнулась. Умно. Очень умно. Он любит слушать истории так же, как я люблю их рассказывать. - Забудь. Где ты был? Этим утром Поуп принял с десяток пациентов, не меньше.

А мне пришлось подменять тебя, потому что он бы не справился в одиночку. И поэтому Нэн вынуждена была сама разливать джем по бутылкам. Вот только она не успела. И теперь торговец нам не заплатит, и мы будем голодать зимой. И почему, о небеса, тебя это нисколько не волнует?

Но все это я произнесла мысленно. Улыбка уже исчезла с лица Дарина.

Я не подхожу для целительства, - сказал он. - И Поуп об этом знает.

Я хотела смолчать, но вспомнила, каким был Поуп этим утром, вспомнила его плечи, сгорбленные словно под тяжким бременем. И вновь подумала об альбоме.

Поуп и Нэн зависят от тебя. Хотя бы поговори с ними. Уж не один месяц прошел.

Думала, он скажет, что я не понимаю. Что должна оставить его в покое. Но он лишь покачал головой, лег на свой ярус кровати и прикрыл глаза, будто не желал утруждать себя ответами.

Я видела твои рисунки, - слова торопливо слетели с моих губ.

Дарин тотчас вскочил, лицо стало непроницаемым.

Я не шпионила, - пояснила я. - Просто один листок оторвался. Я нашла его, когда меняла утром циновки.

А ты сказала Нэн или Поупу? Они видели?

Нет, но…

Лайя, послушай.

Десять кругов ада, мне не хотелось ничего слушать! Никаких его оправданий.

То, что ты видела, - опасно, - предостерег Дарин. - Ты не должна об этом никому рассказывать. Никогда. Потому что это угрожает не только мне, но и другим…

Ты работаешь на Империю, Дарин? Ты служишь меченосцам?

Он промолчал. Мне показалось, что вижу ответ в его глазах, и от этого мне стало дурно. Мой брат предал собственный народ? Мой брат на стороне Империи?

Если бы он тайно хранил зерно, продавал книги или учил детей читать, я бы поняла. Я бы гордилась им за то, что он способен на поступки, на которые у меня не хватило бы смелости. Империя устраивает облавы, сажает в тюрьмы и даже убивает за подобные «преступления», но учить шестилеток грамоте - вовсе не зло в представлении моего народа, книжников. Однако то, что делал Дарин, - это плохо. Это предательство.

Империя убила наших родителей, - прошептала я. - Нашу сестру.

Я хотела закричать на него, но слова встали в горле комом.

Меченосцы завоевали земли книжников пятьсот лет назад, и с тех пор они только и делают, что угнетают наш народ и превращают нас в рабов. Когда-то Империя книжников славилась лучшими университетами и богатейшими библиотеками в мире. Сейчас же многие книжники не смогли бы отличить школу от оружейного склада.

Как ты мог встать на сторону меченосцев? Как, Дарин?!

Это не то, что ты думаешь, Лайя. Я объясню все, но…

Брат внезапно осекся, и когда я спросила об обещанном объяснении, взмахнул рукой, призывая замолчать. Он повернулся к окну. Сквозь тонкие стены доносился храп Поупа. Слышалось, как ворочается во сне Нэн, как за окном печально воркуют голуби. Знакомые звуки. Домашние звуки. Но Дарин уловил что-то еще. Лицо его побледнело, в глазах мелькнул страх.

Лайя, - молвил он. - Облава.

Но если ты работаешь на Империю… зачем тогда солдатам устраивать на нас облаву?

Затем он вышел за дверь, оставив меня одну. Я еле двигалась. Босые ноги стали вдруг ватными, руки одеревенели. Поторопись, Лайя!

Обыкновенно Империя устраивала облавы средь бела дня. Солдаты хотели, чтобы все происходило на глазах женщин и детей книжников. Чтобы соседи видели, как чьих-то отцов и братьев лишают свободы. Но какими бы ужасными ни казались дневные облавы, ночные были еще страшнее. Их устраивали тогда, когда Империя не желала оставлять свидетелей.

Я думала, явь ли это? Может, это кошмарный сон? Нет, все происходит на самом деле, Лайя. Так что шевелись!

Я кинула альбом из окна в живую изгородь. Не слишком надежное место для тайника, но у меня не было времени, чтобы найти другое. Нэн, прихрамывая, вбежала в мою комнату. Ее руки, такие уверенные, когда она перемешивала джем в чанах или заплетала мне косы, метались в отчаянии, словно обезумевшие птицы. Поторопись!

Она вытащила меня в коридор. Дарин и Поуп стояли у задней двери. Седые волосы дедушки были всклокочены и торчали словно стог сена, одежда измята, но на морщинистом лице не было и следа сна. Он что-то тихо сказал Дарину, а затем передал ему самый большой кухонный нож Нэн. Не знаю зачем - против клинков меченосцев, выкованных из серракской стали, нож был абсолютно бесполезен.

Уходите с Дарином через задний двор, - взгляд Нэн метался от окна к окну. - Пока они не окружили дом.

Нет, нет, нет .

Нэн, - выдохнула я, споткнувшись, когда она подтолкнула меня к Поупу.

Спрячьтесь в восточном конце квартала… - бабушка внезапно осеклась, не сводя взгляда с одного из окон. Сквозь изношенные занавески я уловила смутные очертания серебряного лица. Внутри все сжалось.

Маска, - охнула Нэн. - Они привели маску. Беги, Лайя. Пока они не вошли в дом.

Но что будет с тобой? С Поупом?

Мы их задержим. - Поуп нежно подтолкнул меня к двери. - Храни свои секреты, любимая. Слушайся Дарина. Он о тебе позаботится. Беги.

Тень брата заслонила меня. Дверь за нами захлопнулась, и он взял меня за руку. Дарин пригнулся, растворяясь в теплой ночи, бесшумно двигаясь по сыпучему песку заднего двора с уверенностью, которой мне, к сожалению, очень недоставало. И хотя мне уже семнадцать и я достаточно взрослая, чтобы справиться со страхом, но все равно я схватилась за его руку как за спасительную соломинку.

Дарин сказал, что не работает на них. Тогда на кого он работает?

Каким-то образом он сумел подобраться близко к кузницам Серры и смог зарисовать в деталях, как делают самое ценное достояние Империи: несокрушимые изогнутые клинки, которые одним ударом способны рассечь трех человек.

Пятьсот лет назад Империя книжников пала под натиском меченосцев в первую очередь потому, что наши мечи были слишком хрупки против их превосходной стали. И за все это время мы ничуть не продвинулись в кузнечном ремесле. Меченосцы хранят свой секрет так же бережно, как скряга стережет золото. Любой, кто будет пойман поблизости от городской кузницы без уважительной причины - будь то книжник или меченосец, - рискует жизнью. Если Дарин не работал на Империю, как он смог подобраться так близко к кузницам Серры? И как меченосцы узнали о его альбоме?

В переднюю дверь постучали кулаком. Послышались грохот сапог и звон стали. Я испуганно огляделась вокруг, ожидая увидеть серебряные доспехи и красные плащи легионеров Империи, но двор был пуст. Несмотря на ночную прохладу, по шее градом катился пот. В отдалении я услышала бой барабанов, доносящийся из Блэклифа - военной академии, где обучались будущие маски. От этих звуков мой страх усилился и словно игла впился в сердце. Империя не посылает этих чудовищ с серебряными лицами на рядовую облаву.