Бог аполлон - древнегреческий бог солнца. Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств Чем занимался аполлон

Прекрасные мифы Древней Греции и ее языческая религия оказали громадное влияние на развитие мировой культуры. Среди двенадцати бессмертных божеств, восседающих на Олимпе, одним из самых почитаемых и любимых среди людей был и остается бог Аполлон. В его честь возводились величественные храмы и создавались скульптуры. В нем как будто воплотилась вся бессмертная красота, царящая в музыке и поэзии. Солнцеподобное златокудрое божество по сей день является для нас олицетворением молодости, ума, таланта и изящества.

Аполлон - бог Солнца

Вершина греческого пантеона принадлежит могучему и громоподобному Зевсу, а вот вторым после него является Аполлон - его возлюбленный сын. Древние греки считали его и искусств, среди которых главную роль занимала музыка. Покровительствовал солнцеподобный юноша также прорицательству и искусству стрельбы из лука. Он был одновременно законодателем и карателем, защитником пастухов и законных порядков. Покровитель медицины, Аполлон в то же время мог насылать болезни. В римской мифологии, как и в греческой, этот бог звался Аполлоном, но еще и Фебом, что означало "сияющий", "яркий", "чистый".

Аполлон - бог Греции - чаще всего изображался в виде идущего либо стоящего безбородого прекрасного юноши с золотистыми волосами, развевающимися по ветру и увенчанными В руках он держит свои неизменные атрибуты - лиру и лук, фигура его сильная и мужественная. Символ Аполлона - Солнце.

Рождение прекрасного бога

Согласно мифам, бог Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето (она был дочерью титана). Прежде чем будущий бог появился на свет, Лето пришлось долго скитаться, чтобы укрыться от гнева - законной супруги Зевса. Мать Аполлона нигде не могла найти кров. И только когда уже настала пора рожать, ее приютил пустынный остров Делос. Мучительные роды продолжались долгие девять дней и ночей. Мстительная Гера не позволила Илифии - богине деторождения - оказать Лето помощь.

Наконец божественный младенец появился на свет. Случилось это в седьмой день месяца, под пальмой. Именно поэтому семерка стала впоследствии числом священным, а к древней пальме, росшей на Делосе, в античные времена стремились многие паломники, прибывающие туда поклониться месту рождения Аполлона.

Аполлон и Артемида

Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты. Брат и сестра были искусными лучниками. Лук и стрелы Аполлона - из золота, а оружие Артемиды - серебряное. Девочка родилась раньше. И, как пишет Гомер, именно она научила впоследствии своего брата стрельбе из лука.

Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной. Брат и сестра обладали поразительной способностью бесследно исчезать из вида (девушка растворялась среди лесных деревьев, а юноша удалялся в Гиперборею). Обоих чтили за их особую чистоту.

Несчастная любовь

Это звучит странно, но лучезарный бог Аполлон не был счастлив в любви. Хотя отчасти он виноват в этом сам. Не нужно было смеяться над Эротом, говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку насмешнику Аполлону бог любви поразил золотой стрелой сердце, другую стрелу (отвращающую любовь) Эрот выпустил в сердце нимфы Дафны.

Аполлон, опьяненный своей любовью, начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к речному богу - своему отцу. И тот обратил дочь в лавровое деревце. Даже после этого любовь безутешного юноши не прошла. Отныне лавр стал его священным деревом, а венок, сплетенный из его листьев, навеки украсил голову бога.

На этом любовные злоключения Аполлона не закончились. Однажды он пленился красавицей Кассандрой - дочерью Приама (царя Трои) и Гекубы. Аполлон одарил девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что взамен она подарит ему свою любовь. Кассандра обманула бога, и тот отомстил ей, сделав так, что люди не верили в ее предсказания, считая пророчицу безумной. Несчастная девица во время Троянской войны изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но те так и не поверили ей. И Троя была захвачена врагами.

Сын Аполлона

Свято почитаемый людьми Асклепий (Эскулап в римской версии) считается сыном Аполлона. Рожденный смертным, он получил впоследствии дар бессмертия за свое непревзойденное умение врачевать людей. Воспитывался Асклепий у мудрого кентавра Хирона, именно тот обучил его целительству. Но очень скоро ученик превзошел своего наставника.

Сын Аполлона был настолько талантливым врачом, что смог даже воскрешать умерших людей. Боги разгневались на него за это. Ведь, воскрешая смертных, Асклепий нарушал закон, установленный богами Олимпа. Зевс поразил его своей молнией. Греческий бог Аполлон расквитался за смерть сына тем, что убил циклопов, которые, по преданию, выковали перуны (громы и молнии, которые метал Зевс). Однако Асклепий был помилован и возвращен из царства мертвых по воле Ему было даровано бессмертие и титул бога врачевания и медицины.

Бог-музыкант

Аполлон - бог Солнца - всегда ассоциируется у нас с этими струнными атрибутами: луком и лирой. Один из них позволяет ему искусно выпускать стрелы в цель, другая - создавать прекрасную музыку. Интересно, что греки считали, что между двумя этими искусствами существует родство. Ведь в обоих случаях имеет место полет к какой-то цели. Песня тоже прямо летит к людским сердцам и душам, как и стрела к мишени.

Музыка Аполлона чистая и ясная, как и он сам. Этот повелитель мелодий ценит прозрачность звука и чистоту нот. Его музыкальное искусство поднимает человеческий дух, дарит людям духовное прозрение и является полной противоположностью музыке Диониса, которая несет в себе экстаз, буйство и страсть.

На горе Парнас

По легенде, когда на землю приходит весна, греческий бог Аполлон отправляется на рядом с которой журчит Кастальский родник. Там он водит хороводы с вечно молодыми музами - дочерями Зевса: Талией, Мельпоменой, Эвтерпой, Эрато, Клио, Терпсихорой, Уранией, Каллиопой и Полигимнией. Все они являются покровительницами различных искусств.

Бог Аполлон и музы вместе составляют божественный ансамбль, в котором девушки поют, а он сопровождает их пение игрой на своей золотой лире. В те минуты, когда слышен их хор, природа замолкает, чтобы насладиться божественными звуками. Сам Зевс в это время становится кротким, и молнии в его руках угасают, а кровавый бог Арес забывает о войне. Мир и спокойствие воцаряются тогда на Олимпе.

Основание Дельфийского оракула

Когда бог Аполлон еще находился во чреве, его мать по приказу Геры везде преследовал свирепый дракон Пифон. И вот, когда юный бог появился на свет, он вскоре захотел отомстить за все мучения, выпавшие на долю Лето. Аполлон нашел мрачное ущелье в окрестностях Дельф - обиталище Пифона. И на его зов дракон явился. Вид его был ужасен: громадное чешуйчатое тело извивалось бесчисленными кольцами между скал. Вся земля дрожала от его тяжелой поступи, а горы рушились в море. Все живое в ужасе бежало прочь.

Когда Пифон разинул свою огнедышащую пасть, то казалось, что еще мгновение, и он поглотит Аполлона. Но в следующий миг раздался звон золотых стрел, которые вонзились в тело чудища, и дракон упал поверженный. В честь своей победы над Пифоном Аполлон основал в Дельфах оракул, чтобы в нем оглашалась людям воля Зевса.

Но, хотя Аполлона и считают богом предсказаний и пророчеств, сам лично он никогда этим не занимался. Ответы на многочисленные вопросы людей давала жрица-пифия. Приходя в состояние исступления, она начинала громко выкрикивать бессвязные слова, которые тут же записывались жрецами. Они же трактовали предсказания Пифии и передавали их вопрошавшим.

Искупление вины

После того как бог Аполлон пролил кровь Пифона, по решению Зевса он должен был очиститься от этого греха и искупить его. Юноша был изгнан в Фессалию, царем которой в то время был Адмет. Аполлону надлежало стать пастухом, чтобы простым тяжким трудом добиться искупления. Он со смирением пас царские стада и иногда, прямо средь пастбища, развлекался игрой на простой тростниковой флейте.

Музыка его была так чудесна, что даже дикие звери выходили из леса для того, чтобы ее послушать. Когда Аполлон - бог древней Греции - музицировал, свирепые львы и хищные пантеры мирно ходили среди его стада вместе с оленями и сернами. Вокруг царили радость и мир. В дом царя Адмета вселилось благоденствие. Его кони и сады стали самыми лучшими в Фессалии. Помог Аполлон Адмету и в любви. Он наделил царя огромной силой, благодаря которой тот смог запрячь в колесницу льва. Такое условие было поставлено отцом возлюбленной Адмета - Алкесты. Восемь лет Аполлон прослужил пастухом. Искупив полностью свой грех, он возвратился в Дельфы.

Дельфийский храм

Аполлон - бог древней Греции, который, как и другие почитаемые Олимпийские божества, был увековечен. И не только в мраморных статуях и легендах. В его честь греки возводили многочисленные храмы. Считается, что самый первый храм, посвященный богу Солнца, был сооружен именно в Дельфах, у подножия Оракула. Предание гласит, что он был весь полностью построен из ветвей лаврового дерева. Конечно постройка из такого хрупкого материала не могла стоять долго, и вскоре на этом месте появилось новое культовое сооружение.

Каким по счету является храм Аполлона в Дельфах, развалины которого сохранились до нашего времени, теперь уже сказать трудно, но и сегодня видно, сколь великолепен был когда-то этот Дельфийский храм. Историки-искусствоведы рассказывают, что над входом в святилище была выбита надпись с двумя главными заповедями бога, которые гласили: "Познай себя" и "Знай меру".

Самая знаменитая статуя бога

Аполлон - древний бог, который вдохновлял многих художников и скульпторов на создание прекрасных произведений искусства. В мире имеется немало его скульптурных изображений. Но самая совершенная статуя, в которой запечатлен облик одного из самых почитаемых греческих богов - это мраморная скульптура "Аполлон Бельведерский". Статуя эта является копией, снятой неизвестным римским мастером с бронзовой Леохара, служившего при дворе Александра Македонского. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Мраморную копию нашли на вилле императора Нерона. Точная дата обнаружения неизвестна, это случилось примерно между 1484 и 1492 гг. В 1506 г. бесценное произведение искусства было привезено в Ватикан и установлено в Бельведерском саду. Какой же он, бог Аполлон? Картинки и фотографии, увы, могут дать лишь общее представление о том, каким видели его древние греки. Но одно можно сказать с уверенностью: Аполлон даже в наше время может считаться символом мужской красоты.

Продолжая начатую тему древнегреческой мифологии, наш сегодняшний персонаж – златокудрый бог Аполлон. Огромное количество мифов, существовавших об Аполлоне, и короткий формат блога вряд ли позволят нам глубоко покопаться в его многообразной личности, поэтому мы постараемся дать как можно более общее представление.

Обязанности:

В Древнегреческой мифологии круг обязанностей Аполлона весьма широк. Он — бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами

Внешность:

Молодой мужчина с вьющимися золотыми волосами

Символы и Атрибуты:

Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами и колесница, на которой он путешествует по небу

Сила: Изобретательный и привлекательный, владеющий многими искусствами

Слабости: Как и его отец Зевс, Аполлон падок на женскую красоту, как смертных женщин, так и богинь. Однако в отличие от своего более удачливого отца, на любовном поприще он знавал и многочисленные поражения.

Родители:

Верховный бог Зевс и богиня Латона. Внук титанов Кея и Фебы. У Аполлона также была сестра-близнец Артемида

Место рождения:

Наиболее распространенной является версия, что местом рождения Аполлона и Артемиды был остров Делос, однако встречаются источники, называющие и другое место – островок, в настоящее время называемый Паксимадья – неподалеку от побережья Крита.

Жена:

Несмотря на достаточно длинный шлейф взаимоотношений и детей, Аполлон так и не был женат. Из наиболее известных его возлюбленных стоит отметить Кассандру, которую он одарил даром прорицаний, Дафну – в конечном счете превращенную в Лавровое дерево и Каллиопу, которая родила ему сына – Орфея.

Дети:

Аполлон имел весьма многочисленное потомство, однако наиболее известные из его детей – певец и музыкант Орфей, а также бог медицины и врачевания Асклепий

Главные храмы:

Наиболее известное святилище Аполлона, а по совместительству и главный оракул древней Греции, был расположен в . Помимо этого значительным культовым местом, посвященным Богу, считалось святилище на Делосе. В Храме Аполлона на острове долгое время хранилась казна Делосского Союза, направленного против Персов. В настоящее время достаточно хорошо сохранились святилище в Дельфах, Храмы в Бассах (на Пелопоннесе) и Коринфе

Основные мифы:

Жена Зевса Гера, разгневанная на Лету за связь с Зевсом, запретила ей ступать на твердую землю. Однако Лета нашла убежище на острове Делос, где родились Аполлон и Артемида – богиня охоты и дикой природы. Растить юного Аполлона помогала Фемида, кормившая бога нектаром и амброзией. Свои стрелы Аполлон получил в подарок от Гефеста. Также Бог принимал живое участие в битве Богов с Титанами. В Троянской войне он помогал противникам ахейцев. По преданию неприступные стены Трои были построены им и Посейдоном.

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Цитата сообщения Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон

Аполлон (Антонио Канова)

Википедия

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель (за что его называли (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

Рождение и детство

Рождение Аполлона и Дианы (Marcantonio Franceschini (1648-1729)

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Латона и ее дети Аполлон и Диана (William Henry Rinehart (1825-1874)

Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

Аполлон, убивающий Пифона * Аполлон, побеждающий Пифона

Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Основные мифы

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона)

Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду (Фредерик Лейтон)

и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

...и трижды сражал девяти браноносцев.
Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился,
Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:
Против тебя Аполлон по побоищу шествовал быстро,
Страшен грозой. Не познал он бога, идущего в сонмах:
Мраком великим одеянный, шествовал встречу бессмертный.
Стал позади и ударил в хребет и широкие плечи
Мощной рукой,- и стемнев, закружилися очи Патрокла.
Шлем с головы Менетидовой сбил Аполлон дальновержец...

Гомер Илиада (XVI, 784-793)


....До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.
Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:
- Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

Аполлон и Диана убиают детей Ниобы (Jacques-Louis David (1748-1825)

Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой губитель детей Ниобы.

Состязание между Аполлоном и Марсием (Hendrick de Clerck (1560-1570-1630)

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

Кассандра

Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров.

Аполлон и (Charles Meynier)

Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и .
Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.
На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

Культ

В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский Оракул)

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

Пифия (Джон Кольер
(John Maler Collier (1850-1934)

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Апполон и девять Муз на горе Геликон
(Attributed to Jan van Balen (1611-1654)

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Аполлон Кифаред

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Многие Аполлоны

Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

* Сын Гефеста, хранитель Афин.
* Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
* Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
* В Аркадии, его называют Номион.

По Клименту, их шесть:

1. сын Гефеста и Афины,
2. сын Корибанта на Крите,
3. сын Зевса,
4. аркадский, сын Силена, он Номий,
5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.
Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).
Аполлон почитался в Тире.
Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

В искусстве и науке

Афина Паллада посещает Аполлона на Парнасе (Arnold Houbraken (1660-1719)

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Аполлон, убивающий ящерицу
(Apollo Saurocton, Лувр)

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.
Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».
В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса
Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

Возлюбленные Аполлона

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут.

(Jakob Auer)

Его отвергли , превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением
(Александр Иванов (1806-1858)

Его любимцами были юноши Гиацинт и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

Юноши

* Адмет (сын Ферета).
* Аканф (версия). См. Список персонажей древнегреческой мифологии, чья родина неизвестна.
* Алкафой (царь Мегар).
* Амикл (сын Лакедемона).
* Атимний.
* Бранх.
* Гиакинф (сын Амикла).
* Гилл из Карии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Гименей (сын Магнета).
* Закинф. См. Мифы островов Ионического моря.
* Иапиг (сын Иасия).
* Иапис. Некий герой, возлюбленный Аполлона. Возможно, ошибка в рукописи вместо Иапига.
* Ипполит (сын Ропала). См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Карней.
* Кинир.
* Кипарис.
* Кларос.
* Орфей.
* Пар. Некий возлюбленный Аполлона Возможно, ошибка в рукописи, мог иметься в виду Парис.
* Потнией. Некий герой, возлюбленный Аполлона.
* Потуй. Некий возлюбленный Аполлона. См. Потнией.
* Проб. Некий возлюбленный Аполлона.
* Скефр (сын Тегеата). См. Мифы Аркадии.
* Форбант (сын Триопа).

Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

Женщины

* Амфисса. Возлюбленная.
* Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
* Гипсипила. Возлюбленная.
* Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона.
* Исса (дочь Макарея).
* Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном .
* Ниса (дочь Адмета).
* Окироя.
* Профоя. Некая возлюбленная Аполлона.
* Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона.
* Халкиопа (дочь Комета).
и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

Его отвергли:
богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

Потомство Аполлона

* Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
* Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
* Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
* Акрефий.
* Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
* Амфисс. От Дриопы.
* Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Аний. От Рео.
* Апий.
* Араб. От Вавилоны.
* Аристей. От Кирены.
* Асклепий. От Корониды или Арсинои.
* Бранх. (версия)
* Гектор. (версия)
* Гилаира и её сестра. (версия)
* Гименей. От Каллиопы (версия).
* Гриней. (версия)
* Дафнис. (версия)
* Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
* Дий (отец Мелиты).
* Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
* Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
* Евмолп. От Астикомы (версия).
* Евридика (жена Орфея). (версия)
* Зевксипп. От Гиллиды.
* Иалем. От Каллиопы.
* Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
* Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
* Ион. От Креусы.
* Исмений и Тенер. От Мелии.
* Кентавр. От Стилбы (версия).
* Кеос. От Мелии.
* Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Кикн. От Фирии или Гириеи.
* Кикон. От Родопы.
* Кинир. От Пафы.
* Кирка. От Эфеи (версия).
* Кларос. От Креусы.
* Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
* Лапиф. От Стилбы.
* Ликомед. От Парфенопы.
* Ликор. От Корикии.
* Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
* Мараф.
* Мегарей. (версия)
* Меланей. От Пронои.
* Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
* Мопс. От Манто (версия).
* Оилей. От Уреи (версия).
* Онкий.
* Орфей. От Каллиопы (версия).
* Пан. От Пенелопы (версия).
* Парфенос. От Хрисофемиды.
* Патар. От Ликии.
* Пис, царь кельтов.
* Пифаей.
* Сир. От Синопы.
* Тельмисс. От дочери Антенора.
* Тенн. От Проклии (версия).
* Троил. (версия)
* Фагр. От Офреиды.
* Фемоноя. Из Дельф.
* Фестор. От Аглаи (версия).
* Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
* Филаммон. От Филономы или Левконои.
* Херон. От Феро или Арны.
* Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
* Элевфер. От Эфусы.
* Эней (из Фракии). От Стилбы.
* Эпидавр. (версия)
* Эриманф.
* Эриопида. От Арсинои.
* Янус. От Креусы (версия).

А также:


* Гомер. От Каллиопы.
* Пифагор. От Пифаиды.
* Еврипид. От Клеобулы.
* Платон. От Периктионы.
* Селевк I. От Лаодики.
* Октавиан Август. От Атии. По слухам и Асклепиаду из Менды, Атия родила Октавиана Августа от Аполлона в виде дракона.

* Старшие Музы (Кефисо, Аполлонида и Борисфенида).
* Корибанты. От музы Талии или от Коры, либо 9 кирбантов от Ретии.
* Куреты. От данаиды Крессы.

Убитые Аполлоном

Аполлон и Марсий (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

Аполлон. Наказание Ниобы
(James Pradier (1790-1852)2

* Сыновья Амфиона и Ниобы (репродукцию см. выше )
* Алоады (версия).
* Амфилох (сын Алкмеона).
* Амфион.
* Аристодем. (версия)
* Ахилл (репродукцию см. выше ).
* Гигант.
* дракон Дельфиний (он же Пифон).
* Еврит (сын Меланея). (версия)
* Исхий.
* Каанф (сын Океана).
* Киклопы.
* Коронида. (версия)
* Крагалей. Превращен в камень.
* Лин. (версия)
* Марсий. С него содрана кожа.
* Мелеагр. (версия)
* Пифон (репродукции см. выше ).
* Порфирион (гигант). (версия)
* Раг (сын Пиера). Превращен в сорную траву.
* Рексенор (сын Навсифоя).
* Тельхины. В образе волка.
* Титий.
* Флегий.
* Форбант, вождь флегиев. Побежден Аполлоном в кулачном бою.
* Фронтис (сын Онетора). Кормчий Менелая.
* Эфиальт (гигант).

Эпитеты Аполлона

Аполлон-Кифаред

* Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона. en:Abaeus
* Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц, его алтарь в Фивах.
* Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона. В Актии святилище акарнанов. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам.
* Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона.
* Атимний. Эпитет Аполлона.
* Афетей.
* Белен.
* Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона.
* Вакхий. Также эпитет Аполлона.
* Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах.
* Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом.
* Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
* Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
* Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе.
* Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде.
* Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
* Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха.
* Гиперборейский.
* Гортинский.
* Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс.
* Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона.
* Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона, связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина.
* Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает.
* Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете.
* Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне.
* Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона.
* Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра близ храма Гекаты.
* Иатр. Также эпитет Аполлона.
* Ией. (Иэй.) Имя Аполлона.
* Исмений. Эпитет Аполлона. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха.
* Карнейский.
* Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона.
* Киллейский. Эпитет Аполлона.
* Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето.
* Кинфий. Эпитет Аполлона.
* Кипей. Эпитет Аполлона.
* Кифаред. Имя Аполлона.
* Кларосский.
* Левкадийский.
* Лесхинорий. Эпитет Аполлона.
* Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
* Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Ликорейский. Эпитет Аполлона. Город у Парнаса также называют Ликурия.
* Локсий. Эпитет Аполлона. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца.
* Малеат. Эпитет Аполлона.
* Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе. Также эпитет в Киликии.
* Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову
* Молосс. Эпитет Аполлона.
* Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона.
* Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе.
* Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы.
* Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона.
* Орхией. Эпитет Аполлона.
* Пагасейский. Эпитет Аполлона.
* Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
* Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии.
* Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона. Имя Асклепия. Имя Гелиоса.
* Пеон. Имя Аполлона.
* Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев.
* Птой. Эпитет Аполлона.
* Сарпедонский.
* Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах.
* Скиаст. Эпитет Аполлона.
* Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона. Его святилище в Тенедосе и Хрисе. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества.
* Тильфосский. Эпитет Аполлона.
* Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе.
* Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение.
* Фанет. Эпитет Аполлона.
* Феарий.
* Феб. Эпитет Аполлона.
* Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона.
* Фимбрей. Эпитет Аполлона. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои.
* Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий.
* Филесий. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э..
* Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида). Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху.
* Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей.
* Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона.
* Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. См. Феро.
* Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера и Пиндара. В Тарсе есть священный меч Аполлона.
* Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
* Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика.
* Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты.
* Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона.
* Эпопсий. Эпитет Аполлона.
* Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе).
* Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы.

Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

Окружение Аполлона

* Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона.
* Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Главка. Родила от Опида дочь Опиду.
* Кориталея. Кормилица Аполлона.
* Опид. Его жена Главка, дочь Опида. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами.

Аполлон греческий бог солнца - сын Зевса и титаниды Лето, был в древней Греции богом искусств, врачевания и предсказаний.

Появился на свет на острове Делос, и все, вокруг этого острова сразу же залилось солнечными лучами. Бог был рожден на седьмой день месяца семимесячным, именно поэтому цифра семь в древней Греции считалась священной. У Апполона есть сестра-близнец прекрасная Артемида, богиня охоты. Как раз она и научила своего брата стрельбе. И Апполон и Артемида прекрасно владели луком и стрелами, они всегда поражали свою цель, попадая с первого раза. Также брат и сестра обладали еще одной общей способностью: могли исчезнуть без следа, словно растворяясь в воздухе.

Апполон уже в детстве совершал поступки, которые прославили его. Будучи ребенком, он убил змея Пифона, которого Гера наслала на Лето, желая отомстить. За это он был сослан Зевсом на служение людям. Какое-то время он был обычным пастухом у царя Адмета во Фессалии.

Апполона греческого бога знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Апполону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

Апполона изображают как невероятно красивого златокудрого юношу с луком и лирой в руках. И, несмотря на свое божественное происхождение и прекрасный облик, ему не везло в сердечных делах. Отчасти в этом есть и его вина. Первая любовь настигла его благодаря богу Эроту. Апполон позволил себе посмеяться над меткостью его стрел, и, желая отомстить, бог любви поразил стрелой сердце юноши, попутно пустив другую стрелу, ту, что способнв оттолкнуть любовь,вызвать отвращение, в сердце юной Дафны.

Апполон, не в силах справится со своими чувствами побежал за своей возлюбленной, а та пришла в ужас, и обратилась за помощью к своему отцу. Тот откликнулся на зов своей дочери, и превратил ее в прекрасный лавр, и когда Апполон нагнал ее, вместо нимфы застал лишь дерево. С тех пор его голову украшает лавровый венок. Второй любовный опыт с Кассандрой, дочерью царя Трои, тоже закончился печально. Юноша подарил ей дар прорицания, а взамен ему нужна была лишь ее любовь. Та обманула Апполона, и тогда он сделал так, что никто из людей больше не верил ее предсказаниям.

Местом, где более всего воспевали величие Апполона, является Дельфиский храм с оракулом. Хотя в целом бога солнца любили во всей древней Греции и неустанно восхищались им.