Взаимосвязь политики и экономики. Экономическая политика Соотношение политики и экономики кратко


Введение

    Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)

    Средства и методы политического регулирования экономики

    Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России

Заключение

Библиографический список


Введение


Экономика и политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.

Экономическая политика – решение политическими средствами проблем экономики: производства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.

Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации – растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.

Без политических решений было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм – частной, кооперативной, муниципальной,государственной, транснациональной (см.1, стр. 47).


1 Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)


В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.

Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.

В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:

1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений;

2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики.

1. Исходной категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под которым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.

2. Исторически отношения власти - подчинения возникли раньше, чем отношения собственности. В дальнейшем сложились два основных типа взаимоотношений: а) "власть - собственность", т.е. господство политической власти в обществе и подчиненное, производное положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ. (см.2. стр143).


2 Средства и методы политического регулирования экономики


Воздействие политической системы на экономическую не сводится только к экономической политике. Оно гораздо шире. В частности, изменения в самой политической системе, в организации политической власти могут оказать на экономику существенное влияние, в том числе и отрицательное. Правительственные кризисы приводят, как правило, к потрясениям на рынке ценных бумаг, парализуют многие экономические процессы.

Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.

Первое обстоятельство отражает необходимость государственного "присутствия" в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: система водоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц для малоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научные исследования не вызывают энтузиазма частных инвесторов вследствие не исключенной возможности не получить прибыль. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы не было государственного содействия развитию производственной и социальной инфраструктуры.

Прежде чем говорить о втором обстоятельстве , делающем необходимым проведение определенной политики государства в отношении экономической системы общества, уместно вспомнить цитату, которую К. Маркс привел в "Капитале": "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.) Может быть, в этом суждении и содержится элемент преувеличения, но, как показывает мировой опыт, свободная рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели); о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукцию низкого качества; попытки затормозить внедрение в производство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, и многое другое.

Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприятий, способствующих развитию честной (добросовестной) конкуренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятся государственные мероприятия по охране окружающей среды. Государственная политика включает меры по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамической стабильности.

Третье обстоятельство , делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.

Четвертое обстоятельство , делающее необходимым политическое воздействие на экономическую систему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может решить многие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. О масштабах этой общественной цены человечеству до сих пор не дает забыть глубочайший мировой кризис 1929-1933 гг., который, казалось бы, уже так далеко ушел в прошлое. В этой связи неоценимой является заслуга государственной политики, если не в предотвращении, то уж, несомненно, в существенном смягчении кризисных ситуаций в экономике. Именно благодаря государственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929-1933 гг.

Задачи государства и, следовательно, проводимой им политики различны. Иногда надо стимулировать длительный экономический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необходимые при этом средства также различны. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивительно, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ. Многие годы, например, экономическая политика США развивалась, во многом следуя выводам теории Дж. Кейнса, изложенной им в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). С определенными модификациями (неокейнсианство) она используется в отдельные периоды современности.

Администрация Р. Рейгана опиралась в своей экономической деятельности на другое направление теоретической мысли, доказывающее необходимость резкого сокращения государственного вмешательства в экономический процесс ("монетаризм"). Результаты "рейганомики" хорошо известны: стране удалось в существенной мере преодолеть негативные явления в хозяйственной сфере.

И наконец, пятым обстоятельством , отражающим объективную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических государствах гражданского общества, представляющего собой человеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры движений, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организаций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организации предприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно от государства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы. При этом оно, несомненно, проводит определенную политику, отвечающую интересам общества в целом (см.5, стр.263).

Сложность экономической политики как категории и как феномена реальной жизни заключается в том, что, предполагая достижение определенной цели (выход из кризисной ситуации, ускорение темпов экономического развития страны и т.д.), она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции и др. В рамках каждого из этих участков общая экономическая политика конкретизируется и реализуется как бюджетно-финансовая, денежно-кредитная, налоговая, структурная, промышленная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Данные направления выступают как подсистемы в общей экономической политике, проводимой государствами с развитой рыночной экономикой.

Как показывает мировой опыт, каждая из подсистем в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и на общественную жизнь в целом. В этом отношении невозможно переоценить роль бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики. Нельзя не согласиться с мнением известного немецкого экономиста Ф. Ноймарка, который в своей работе "Теория и практика формирования бюджета" отмечает, что бюджет выполняет пять функций: 1) финансово-политическую; 2) политическую; 3) правовую; 4) финансово-контрольную; 5) экономико-политическую. При этом особенно важной он считает политическую функцию бюджета, поскольку с его помощью государство в проведении экономической политики может погасить немало социально-классовых конфликтов, способствовать достижению компромиссов, добиваться политической стабильности.

Однако роль финансовой, кредитной и налоговой политики не сводится только к регулированию экономического развития государства. Их возможности гораздо шире. Мировой опыт свидетельствует, например, о возможностях политической власти с помощью налоговой политики менять соотношение различных форм собственности в стране (без реформ, тем более без революций!). Об этом говорит опыт США, где в настоящее время практически не осталось крупных предприятий (фирм) в собственности отдельных лиц. Все они в недалеком прошлом превратились в акционерную форму собственности. Произошло это вскоре после того, как налог на доходы физических лиц стал существенно выше, чем налог на прибыли корпораций, то есть акционерных обществ(см.5, стр.265).

Экономическая политика проводится властными структурами двумя путями. Это: воздействие на процессы, происходящие в экономической сфере, с помощью законодательных средств; регулирование экономики ее же составляющими (финансы, кредит, налоги и т.д.). Такой достаточно мощный "тандем" средств позволяет государству:

    предотвращать глубокие кризисные спады в одни
    периоды и обеспечивать подъем - в другие;

    контролировать важные экономические процессы,
    каждый из которых в противном случае может превратиться в
    дестабилизирующую и даже разрушительную силу (рост
    инфляции, безработицы, бюджетного дефицита);

    стимулировать развитие новых отраслей экономики,
    проводить структурную перестройку, способствовать росту
    удельного веса в экономике малого и среднего бизнеса, содействуя
    тем самым количественному увеличению так называемого
    "среднего класса".

    Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России.

Взаимодействие экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в данной главе. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена и в разных странах данное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношении показателен пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс определения нового места государства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране?

Взаимодействие экономической и политической систем в современной России можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам и целям политической программы проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как:

    становление многообразия форм собственности;

    развитие многообразия форм предпринимательской

деятельности;

    видоизменение участия организаций и частных лиц в
    формировании доходной части бюджета (создание новой
    налоговой системы);

    решение неведомых в прошлом проблем национального
    масштаба: инфляция, безработица, организованная
    преступность и др.;

    становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.

Если при этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем (см.5, стр.268).

Заключение


Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.

Даже сокращение непосредственных экономических функций государства во многих странах не изменило общей тенденции расширения и активизации экономической политики в целом. Широко распространенные механистические рассуждения о превосходстве экономики над политикой или политики над экономикой, как и призывы заниматься экономикой без политики, несостоятельны и мешают преодолению экономических трудностей политическими средствами, особенно в Российской Федерации.


Библиографический список

    Кривогуз И.М. Политология: Учеб.для студ. высш.учеб.заведений.- М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

    Политология: словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. – Хабаровск, 1998.

    Политология: учебник / авт. кол. – М. : Дело, 2002.

    Политология: Учебное пособие для вузов. Сост.и отв.редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224с.

    Полунина Г.В. Политология: Учебник.- «АКАЛИС» , 1999. -278 с.

    Панарин. Политология. Учебник. – М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, - 448 с.

Похожие рефераты:

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ Политика доходов и заработной платы Что такое чистый национальный продукт (ЧНП)? Что такое личный доход (ЛД)?

Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабу и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей.

Исключение идеологической приверженности определённой форме собственности. Защита достижений экономической эффективности. Ограничение роли государства через совершенствование экономики. Принцип согласованности национальных и транснациональных интересов.

Объединяющая отношения между всеми социальными группами, определяющая формы, цели методы управления государством, его главные задачи.

Экономикой называют всю хозяйственную деятельность государства, процессы производства, способы распределения, обмен или любое другое потребление благ.

Взаимосвязь политики и экономики неразрывна, она является очень важной проблемой для жизнедеятельности любого общества. Такая проблема присутствует с самого зарождения общественных отношений, но видоизменяется на исторических этапах его развития.

Особенно важной становится она в переломные моменты, когда одни меняются на другие, увлекая за собой политические и взгляды, мировоззрения.

Политика и экономика связаны непосредственно, но ведущую роль в их отношениях играет экономика. Развитие любых процессов, происходящих в ней, детерминирует политику, составляет ее материальную основу, а, следовательно, определяет политические действия, решения, которые должны определяться интересами общества, отдельных людей.

Существует мнение, что настоящей, правильной политикой считается только такая совокупность групп или отношений, которая способна сознательно и рационально использовать экономические законы во благо общества.

Политика и экономика способны на обратное взаимодействие. Его определил еще Ф.Энгельс. Он отметил, что политика трояким образом может воздействовать на экономические процессы:

  • Развиваться параллельно, в том же направлении. В этом случае влияние политики на экономику ускоряет развитие общества.
  • Развиваться по противонаправленному вектору, приводя к краху государства.
  • Препятствовать развитию экономики, что может привести либо к неудаче, либо к выбору иного политико-экономического пути.

Если политика и экономика противодействуют как в двух последних случаях, то экономике наносится тяжелейший вред, а людские, материальные, прочие ресурсы растрачиваются впустую.

Все три решения в чистом виде редко встречаются в реальной жизни. Политика и экономика связаны тоньше, чем в теории. Примером этого может быть история РФ, в которой не раз вместе с прогрессивными решениями правительства, способствующими развитию общества, принимались разрушительные шаги.

Политика и экономика, не учитывающие своей взаимосвязи, очень быстро терпят полный крах.

Политика - это средство решения

Экономика - материальная база политики.

Проблемы, возникающие в обществе, успешно решаются только при грамотном, своевременном их анализе с учетом точки зрения социума, хода истории, общественного развития. Если же решает проблемы только узкий круг людей, заинтересованный в собственной выгоде, то государство довольно быстро может окончить свое существование, а экономика выходит из-под контроля. Последствия таких явлений - возникновение конфликтов, нестабильность (социальная, политическая).

К такому же результату придет политика, игнорирующая экономические законы.

Политика и экономика взаимосвязаны многосторонне. Нарушение этого влечет за собой негативные последствия. Являясь «вечным», вопрос о соотношениях данных понятий на каждом историческом этапе общественно-государственного развития звучит по-новому, особенно остро - в Именно такое непростое время переживает сегодня Россия.

Сегодня на состоянии экономики страны сказываются все ранее допущенные политические ошибки: долговременного господство командно-административной системы, безграмотность, имевшая место в перестройку, бездумное заимствование у Запада и пр.

Вывести Россию из кризиса сегодня может не политическая целесообразность, а принятых решений.

Одной из важнейших сфер политической деятельности является экономика. Последняя представляет собой сложное образование, которое находит теоретическое отражение в тысячах экономических понятий и категорий. Да и сам термин "экономика" многозначен. Можно выделить три наиболее общих его значения.

Во-первых, экономика представляет собой систему отношений, складывающихся между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления материаль-ных благ и услуг. Эти отношения могут быть выражены в непосредственных взаимосвязях индивидов (например, кооперация труда), в опредмеченной форме (товар, деньги и др.); во взаимосвязях опредмеченных форм, скрывающих взаимоотношения людей (так, за ценой, выступающей в качестве взаимосвязи товара и денег, скрываются взаимоотноше-ния продавца и покупателя, производителя и потребителя как субъектов экономического процесса).

Во-вторых, под экономикой понимается совокупность различных отраслей и производств, образующих народное хозяйство страны. В этем случае речь идет о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и т. д. в их определенных пропорциях и взаимосвязях.

В-третьих, экономика - это отрасль науки, изучающая в различных аспектах названные выше реальности.

Многозначность терминов "политика" и "экономика" обусловливает разнообразие значений категории "экономическая политика". Однако мы остановимся лишь на собст-венно политологическом значении (588)экономической политики. В данном аспекте Экономическая политика - это деятельность политических субъектов (государства, поли-тических партий, движений, общественных организаций и т. д.) по выработке и органи-зации осуществления системы практических мер с целью воздействия на экономическое состояние общества.

Сферой экономической политики является пересечение и взаимодействие экономики и политики. В этом взаимодействии различные элементы находятся в отношениях прямой и обратной связи, координации и субординации.

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать в самом общем виде зависимость политики от экономики. Ведь сами политические субъекты вырастают из экономической структуры общества. Если, скажем, дано индустриальное общество, в котором основная часть общественного продукта создается промышленностью, то тем самым уже предопределены товарный характер общественных связей, существование необходимого продукта в форме

заработной платы, прибавочного - в форме прибыли, а также то, что часть индивидов неизбежно станет субъектами наемного труда, а часть будет представлена предпринима-телями, использующими наемный труд. Будучи субъектами экономического процесса, лица наемного труда и предприниматели имеют общие и различные, в том числе проти-воположные, экономические интересы. Например, те и другие заинтересованы в дина-мичном экономическом росте, так как в этом случае повышается и заработная плата, и прибыль. Но вместе с тем заработная плата и прибыль есть лишь части созданного продукта, поэтому увеличение одной части ведет к сокращению другой, и наоборот. В данном отношении интересы наемных работников и предпринимателей противоположны. Поэтому существует необходимость отстаивания и защиты интересов каждого из общественных субъектов. А для этого нужна организация, которая давала бы возможность субъектам адекватно экономической ситуации осознавать и выражать в обобщенной фор-

ме свои экономические интересы, добиваться их реализации. Такими организациями являются политические партии."Удержание же борющихся интересов в определенных рамках, создание условий для определенного их баланса обеспечиваются государством. Таким образом, политика в рассматриваемом аспекте есть не что иное, (589) как обобщенное и концентрированное выражение экономики.

Однако очевидна и противоположная зависимость экономики от политики. В сфере производства действуют люди, наделенные волей и сознанием, объединенные в хозяйст-венные организации, предприятия и преследующие свои экономические интересы. В процессе этой деятельности они преобразуют экономическую действительность. И, естественно, от того, какой будет экономическая политика, зависит состояние экономики. Если, например, государство введет слишком большие налоги, то снизятся стимулы к экономической деятельности, что приведет к падению производства. Если же в целях снижения безработицы будут,организованы общественные работы, созданы дополнитель-ные рабочие места, то увеличится занятость, но вместе с тем возрастет инфляция, что отрицательно сказывается на экономике и т. д. Следовательно, состояние экономики весьма существенно зависит от проводимой экономической политики/ которая в этом аспекте имеет первенство над экономикой.

Но последнее утверждение находится в явном противоречии с предыдущим. Одно констатирует зависимость экономики от политики, второе - противоположную связь. Какое же из них верно? Так как в предыдущих рассуждениях не было допущено никаких формально-логических ошибок, то следовало бы, повидимому, признать, что оба утверждения верны, но в различных ситуациях и в различных аспектах. Данное признание, конечно, необходимо, но недостаточно, поскольку остается неясным, в каких ситуациях верно одно, а в каких - другое. Такая констатация лишь механически дополняет одно утверждение другим, противоположным ему. Подлинная же взаимосвязь противопо-

ложных зависимостей оказывается невыясненной.

Для того, чтобы разобраться в рассматриваемой зависимости, необходимо ввести понятия фундаментальной и актуальной структур взаимосвязи экономики и политики. Под фундаментальной структурой понимается взаимосвязь элементов (экономики и политики), отражающая общеисторическую закономерность порождения одного явления другим. Здесь оба явления рассматриваются только в объективированных и институциали-зированных формах, субъективные же характеристики (590) осуществления взаимосвязей хотя и предполагаются, но не становятся предметом анализа, исследуются только объек-тивированные результаты сознательной деятельности. В отличие от этого актуальная структура фиксирует логику моментной взаимосвязи экономики и политики, логику осуществления конкретного действия и его последствий в данный момент.

Подобно тому, как общеисторические закономерности осуществляются через конкретные действия в данный момент, так и фундаментальная структура взаимосвязи экономики и политики, в которой первая порождает вторую, осуществляется через актуальную структуру, где политика в каждый данный момент определяет изменения в экономике.

В анализе взаимодействия экономики и политики следует учитывать его многоуровневость. Если, например, на уровне правительства принимается какое-то хозяйственное решение (скажем, об изменении механизма ценообразования), то, хотя само решение является элементом экономической политики, оно не приводит ни к каким реальным экономическим изменениям. Если, далее, решение начинают проводить, в жизнь, и производители, получив возможность самостоятельно назначать цены, изменили их и (повесили новые ценники, то это уже формально является экономическим актом, но

и здесь реальных экономических изменений еще не происходит, рели же более высокие цены приведут к сокращению спроса, а за ним и производства, то это уже реальные изменения экономических отношений. Однако последние складываются не вследствие волевых решений субъектов (как это имело место в нашем примере с назначением цен, а помимо них, как результат объективно складывающихся соотношений (наличной денежной и товарной масс, спроса и предложения и т. д.). Те последствия, которые объективно складываются после субъективного воздействия на одну из экономических величин, могут быть совершенно не такими, на которые рассчитывал субъект, если он не учел всю сложность экономических отношений. Объективные же процессы, изменяясь, приводят к необходимости осознания их субъектами и принятия соответствующих решений в сфере экономической политики.

Примером взаимосвязи экономики и политики могут служить события, которые разворачивались на (591) на ших глазах с 1985 г. Замедление темпов экономического развития СССР и трудности в решении поставленнях задач привели к осознанию необходимости ускорения социально-экономического развития и выработки соответст-вующей экономической политики. Акцент делался на техническом перевооружении, преимущественном развитии машиностроения, ускорении научно-технического прогрес-са. Однако намеченное не удалось осуществить в силу командных, не демократи-ческих методов управления экономикой. Поэтому следующие шаги были направлены на демократизацию управления. А так как экономическое управление было слито с поли тическим и осуществлялось единым партийно-государственным и хозяйственным аппаратом, то демократизировать можно было только общество в целом, в единстве его экономической, социальной, политической и идеологической сфер. На этой основе была задумана радикальная экономическая реформа, призванная предоставить большую самостоятельность предприятиям, развить хозяйственный расчет, усилить экономическое стимулирование. Проведение в жизнь такой экономической политики при крупных диспропорциях в народном хозяйстве и отсутствии саморегулирующихся рыночных механизмов повлекло за собой развитие неконтролируемых экономических процессов. Все попытки решить экономические проблемы с помощью старых административных командных методов только углубляли развитие кризисных явлений. В этих экономических условиях была предложена принципиально новая экономическая политика, направленная на переход к рыночной экономике. Но она была заморожена на уровне концепций, программ, частичных нововведений, не изменявших принципиально ситуацию. Экономика тем временем становилась все более неуправляемой, кризис углублялся. Эти процессы вызвали к жизни политическую дезинтеграцию, ставшую самостоятельным политическим фактором, активно воздействовавшим на экономическую ситуацию. Бывшие союзные республики провозгласили независимость и ввели целый ряд экономических ограничений на движение материальных ресурсов, товаров, денег и т. д.

Если обобщить указанные процессы с точки зрения соотношения экономики и политики, то налицо их постоянная взаимосвязь и взаимодействие: состояние экономи(592)ки и назревшие экономические проблемы обусловливают определенную экономическую политику, осуществление же последней изменяет экономическую ситуацию, которая, в свою очередь, требует соответствующей политики.

Более глубокий анализ этой взаимозависимости вскрывает фундаментальное значение экономики для политики. Все взаимодействия политических и экономических изменений в конечном счете призваны привести управленческие, социальные, политические и иные структуры в соответствие с достигнутым уровнем материальных сил, создать адекватный этому уровню механизм развития.

Таким образом, экономика определяет политику,

политика определяет экономику, но чем глубже урівень экономики, тем слабее влияние политики. Наиболее глубинные экономические процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее глубокие политические изменения - прямое следствие экономики. Поэтому фундаментальной основой постоянного и многоуровневого взаимодействия политики и экономики является последняя.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества. Самые глубинные корни политических отношений определяются экономическими интересами, экономическим положением государства.

Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды осуществления экономических реформ и преобразования политической системы.

Для того чтобы полнее разобраться во взаимозависимости и взаимовлиянии политики и экономики, необходимо проследить их в историческом развитии. В ходе этого развития изменялись экономические отношения и вместе с этим менялась, модифицировалась и роль политических институтов, экономическая роль государства.

Впервые обусловленность политических процессов имущественным и социальным положением граждан отметил Аристотель в своей книге «Политика».

В условиях Нового времени на первое место выдвигаются свобода и индивидуальные естественные способности человека как независимой единицы социального, в том числе и экономического действия. В такой ситуации экономическая власть служит про тивовесом власти политической, ограничивает ее произвол. Не случайно либеральные мыслители того времени выступали в зашиту индивидуальной свободы и частной собственности, считая это важнейшим условием экономического процветания. Государство, по мнению «классических» либералов, не может ни малейшим образом вмешиваться в свободное предпринимательство, они ратуют за лозунг: «предоставьте действовать, предоставьте вещам идти своим ходом».

Эту идею отстаивал один из столпов либеральной экономики А. Смит (1723-1790), который был сторонником невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Решающая роль в его концепции принадлежала экономической жизни, свободной конкуренции как основному элементу саморегуляции рынка, а политике (государству) он оставлял роль «ночного сторожа».

Согласно марксистскому учению экономическое развитие играет решающую роль в политическом развитии общества. «Способ производства материальной жизни, - писал К. Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Был сделан вывод о том, что те, кто владеет экономической властью, т.е. средствами производства, оказывают решающее влияние на политическую сферу общественной жизни, контролируют, прямо или косвенно, политическую власть, ставя ее на службу своим интересам.

Вместе с тем марксисты не абсолютизировали экономику. Они обращали внимание на то, что политика сама порождает собственную и все усиливающуюся политическую реальность, и неверно поэтому во всяком частном политическом повороте искать непосредственные экономические пружины. Велико и обратное воздействие политики на экономику. Активная роль политики особенно возрастает в переломные эпохи, при смене общественно-экономических систем.

В XX в. после Первой мировой войны политические институты стали активно вмешиваться в экономические процессы, контролировать экономическое развитие. В интересах поддержания социального мира и под давлением широких масс избирателей во многих государствах развитого капитализма были законодательно закреплены минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня.

Затем стала развиваться система социального обеспечения, включающая гарантии получения образования, медицинской помощи, пенсий, пособий по безработице для тех, кто желает работать, но не может найти работу.

Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - создатель теории государственного регулирования экономики, воз никшей во второй половине 30-х годов XX в., получившей название кейнсианства. Кейнсианство оказало существенное влияние на экономическую политику США, Великобритании и других стран.

Суть кейнсианской теории состоит в том, что экономика предоставленная сама себе, может попасть либо в ситуацию безработицы, либо инфляции и что она не сможет своими силами выбраться из этих проблем. Поэтому государство должно вмешиваться и проводить экономическую политику в целях ликвидации безработицы и инфляции. Экономическая программа Кейнса включает всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и др.

Государство может воздействовать на общую величину спроса. За счет повышения покупательной способности может уменьшиться безработица, а путем снижения покупательной способности может смягчаться давление инфляции. Снижение налогов также означает повышение покупательной способности. Другой путь воздействия на экономику - стимулирование инвестиций, например, с помощью снижения ставки процента.

Вмешательство государства в экономику, а соответственно и политизация экономической сферы жизни общества не ограничились защитой экономических свобод и прав граждан политическими средствами. После кризиса 1929-1933 гг. стало ясно, что нормальное функционирование механизмов капиталистического расширенного воспроизводства лишь на базе закономерностей экономической сферы жизни общества порождает слишком большие социальные потрясения, сказывающиеся на политической жизни. В результате получили широкое распространение методы контроля над экономикой.

Однако сторонники неолиберализма считают, что экономическая сфера развивается тем лучше, чем меньше вмешивается в нее государство. Одним из известных неолибералов был Ф. Хайек (1899-1984), критиковавший экономистов, которые стояли за государственное вмешательство в рыночную экономику. Так называемая Чикагская школа и ее лидер М. Фридман характеризуются очень сильной верой в свободный рынок, а рыночная экономика, по их мнению, функционирует наилучшим образом, когда ее оставят в покое.

Альтернативой свободной экономике является централизованно управляемая экономика. Эта система в принципе лишает индивида свободы осуществлять экономический выбор и брать на себя ответственность. Государство обладает экономической властью и создает хозяйственный план для тех, кто находится в экономичес кой зависимости от него. В таких условиях в обществе начинает преобладать политическое начало, что в конечном итоге ведет к полному огосударствлению экономики, происходит мощная концентрация экономической и политической власти в руках государства. Самым существенным отрицательным моментом полного соединения власти и собственности является сверхмонополизм в экономике.

А монополизм в любой сфере общественной жизни ведет к загниванию и застою.

Еще по теме ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА:

  1. В.М. Соколинский. Государство и Экономика. Учебное пособие по курсу "Экономическая политика" ("Макроэкономика ") - Москва, 1996
  2. Коллектив авторов. PR и социальное управление: экономика, политика, культура: сборник докладов XIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2013
  3. Коллектив авторов Давыденко В. А., Ромашкина Г. Ф., Абдалова Ю. П., Мездрина Н. В., Тарасова А. Н. Захаров В.Г., Сухарев С.Я.. СОЦИОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА, 2005

Жизнедеятельность людей характеризуется широтой и разнообразием действий, поступков, проявлений. Особое место занимает деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения материальных потребностей людей. Такой вид занятий называется хозяйственной деятельностью. Называют такую деятельность экономичной. Понятие экономика - сложное, многоуровневое и многогранное. В английской современной экономической теории понятие экономика повторяется десятки раз, а в разных экономических категориях - бесчисленное количество. Но если систематизировать эти понятия, то можно условно свести их к ограниченному числу определений. Понятие экономика образуется из двух понятий - греческого oikos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, правило, - то есть законы, правила ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях экономика - это наука о способах ведения хозяйства, вследствие чего человек изменяет, приспосабливает вещества, средства, богатства природы для своих потребностей. Экономика - совокупность отраслей народного хозяйства, средств и процессов, используемых людьми для обеспечения жизнедеятельности. Система экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления) материальных благ и услуг.

Различные экономические школы по-разному интерпретируют характер экономических отношений, складывающихся в обществе между людьми. Одни определяющую роль отводят отношениям присвоения материальных условий производства, то есть отношениям собственности. Другие главным фактором, оказывающим решающее влияние на все сферы жизнедеятельности людей, называют проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов. Но деятельность при ограниченных ресурсах - это еще не экономический аспект. Английский экономист Лайонел Роббинс считает, что манна небесная хотя и ограничена, но ее нельзя ни обменять, ни отложить в пользу другого продукта. Людей выгнали из рая. Люди лишены вечной жизни и неограниченных благ. И если люди что-то выбирают, то вынуждены отказываться от других благ, от которых в других условиях не отказались бы. Экономика - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования. Экономические отношения проявляются через систему противоречий. Различные социальные общности - классы, группы, индивиды - имеют каждый свои интересы, неизбежно сталкиваются с интересами других субъектов. Чтобы общность людей в отношениях друг с другом не руководствовалась законами джунглей, они вынуждены вырабатывать правила общественного поведения во всех сферах и, прежде всего, в экономической. Ведь трудно отрицать приоритет экономических интересов, как бы это не противоречило духовному началу человека.

Экономическая политика

Экономическая политика рождается вместе с государством, призванной обеспечить защиту интересов различных социальных общностей. Экономическая политика - поведение государства в сфере экономики страны. Экономист Джеймс Кейнс рассматривал экономическую политику как общую волю, воплощенную в государственном регулировании. Немецкий экономист Вильгельм Ойкен под экономической политикой понимал совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бью-кенен считал экономическую политику процессом обмена между суб" объектом и государством, где каждый добровольно соглашается обменивать долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, получаемые совместно. Экономист Милтон Фридмен относил экономическую политику к искусству принятия решений, что дает возможность выявлять основную единство конечных целей у представителей различных экономических течений и способствует преодолению разногласий. Итак, экономическая политика, осуществляется государством, правительством, - это система практических мер в области управления экономикой по предоставлению направленности экономическим процессам в соответствии с целей, задач и интересов страны.

В определениях понятия экономическая политика четко прослеживается тесная диалектический взаимосвязи" связь экономики и политики. Взаимосвязи" связь экономики становится рельєфніший, если принять во внимание современный научный подход разделение на позитивную и нормативную функции экономической теории. Если положительная функция рассматривает реальный экономический процесс, то есть фиксирует то, в каком положении находится экономика, то нормативная функция олицетворяет суждения о том, каким должен быть экономический процесс, то есть что должно быть. Экономическая политика выполняет преимущественно практическую, нормативную функцию. Разумеется, взаимосвязи" связь экономики и политики глубже, чем тот, осуществляющих функции.

Определяющей в противоречия "экономика - политика" выступает экономика. Экономика первична, определяет направление деятельности политических институтов: правительства, политических партий, общественных организаций. Экономика - совокупность экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования структурируются в различные социальные общности со своими специфическими, только им присущими интересами, преимущественно экономическими. За любым действием - индивидуальной или общественно значимой - стоят интересы. Чтобы отстаивать их в условиях плюралистического общества, нужны соответствующие организационные формы - политические партии или движения, общественные организации, которые выступают выразителями интересов классов и социальных общностей. Не существует политической партии, выражающей интересы народа. Народ - слишком абстрактное понятие. В условиях свободной экономики и наемного труда одни социальные общности больше, а другие - менее способны увеличивать и отстаивать свои интересы. И хотя в открытом обществе противоречия интересов не становятся антагонистическими, все-таки иногда они могут проявляться достаточно остро. Арбитром, который удерживает противоборство социальных общностей в рамках цивилизованности, что обеспечивает определенный баланс их интересов, выступают государство, правительство. Экономический процесс формирования и реализации интересов диктует правительственным структурам соответствующую социальную политику, направленную на согласование противоречий. Иначе возникают социальные катаклизмы, угрожающие основам существования государства. Все это и дает основание считать политику концентрированным отражением экономики.

Взаимосвязи" связь экономики и политики может быть положительным и отрицательным. Возьмем инфляцию. Верно ли утверждение, что инфляция в" объективно присуща рыночному хозяйству? Только частично, в незначительной степени. Более обоснованной является иная мысль. Инфляция - результат бездарной политики правительства. Стремление государства жить не по средствам неизбежно толкает правительство к денежной эмиссии, способной создать кратковременную иллюзию успеха. Если разумные пределы нарушены, инфляция нарастает как снежный ком, поэтому имеет свойство подкармливаться. Спираль "зарплата - цены" (инфляция спроса) способна породить гиперинфляцию в сотни и тысячи процентов в год. Смешиваясь с инфляцией издержек, гиперинфляция буквально уничтожает экономику страны, а с ней и правительство с его волюнтаристской экономической политикой. Очередное правительство предпринимает ряд экстренных мер для погашения инфляции. Манипулируя грошовокредитними и фискальными инструментами, резко сокращая социальные выплаты, замораживая заработную плату, правительство добивается сокращения денежной массы. Инфляция сдержанная. Якобы успеха достигнуто.

Но почему-то продолжается спад производства, растет безработица, ухудшается социальный климат в стране? Оказывается, чрезмерное усердие нейтрализации инфляции может иметь и негативные последствия. Чрезмерное уменьшение денежной массы, коэффициент монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) снижена до 13-15 % за оптимального показателя 50 % и более, приводит к гипоксии производства, обусловленной нехваткой оборотных средств. Падает покупательная способность населения. Нехватка денег удорожает кредиты. Банки обслуживают только краткосрочные операции. Реальный сектор экономики продолжает стагну-ваты. Разумеется, непрофессиональный подход к формированию и реализации экономической политики дает отрицательный результат.

К сожалению, иллюстрация инфляции не абстрактный, а реальный процесс, который продолжается в Украине. Но инфляция показывает, насколько тонкая грань отделяет тщательно выверенные квалифицированные подходы в экономической политике от спонтанно принятых необоснованных решений. В общественных системах, где экономическая жизнь стабильное, рыночные отношения функционируют в четко определенном правовом поле, зависимость экономики от политических решений менее глубокая, чем в тех странах, где делаются тяжелые попытки реформирования экономики на рыночных началах. В переходных экономических системах, когда демонтирован прежний хозяйственный механизм, но не создан новый, влияние экономической политики не должен ослабевать.

Практика экономических преобразований в странах постсоветского пространства в 90-е годы показала, что устранение правительственных институтов от регулирования переходных процессов, проведения приватизации и формирования новой структуры собственности, создание рыночного механизма и правового обеспечения его функционирования, сказывается отрицательно не только на экономике, но и на общественной жизни страны. Между тем, только имея аргументированное представление о цели, задачи и сроки реформирования экономики, можно определить наиболее оптимальные способы осуществления необходимых преобразований. Однако и в развитых, традиционно рыночных странах, взаимодействие экономики и политики остается актуальной. И здесь существуют четко очерченные границы государственного регулирования, что не должны нарушаться. Верхняя граница вмешательства в экономику - сохранение конкурентоспособной среды. Сокращение вмешательства в экономику не должно привести к сужению рыночных отношений, деформации экономических принципов, на которых строятся взаимосвязи между хозяйственными субъектами - предприятиями, фирмами, объединениями. Принцип не навредить - один из основных в экономической политике. Но и без активной роли экономической политики не обойтись.

Известный предприниматель и финансист Джордж Сорос главной опасностью для открытого общества считает рыночный фунда-ментализм, что делает вмешательство государства в экономический процесс о" вен. Но ошибки в экономической политике усиливают позиции сторонников рыночного фундаментализма с его принципами "laisser faire" (невидимой руки) Адама Смита, что отрицает сколько-нибудь заметное влияние государства на экономическую жизнь общества. Характер двусторонней связи между современными решениями и будущими событиями зависит от того, на что опирается правительство в решениях на достоверные, об" объективные научные знания или на предвзятые, суб" объективные.

в Значительной степени неквалифицированные политические решения в странах рыночной экономики, и в тех, которые только пытаются ее создать, становятся главными причинами возникновения в хозяйственной практике проблем. Экономист Джордж Стиглера подчеркивает, что ни одна из реальных экономических систем не достигает идеала. Это касается и рыночной модели, которой присуще социальное явление, известное как фиаско рынка. Однако степень неудосконалення рынке гораздо меньше фиаско политики, к которому ведут просчеты в экономической политике реальных общественных систем.