О контрактной службе и ее руководителе. Руководитель контрактной службы: кто может им быть Кто может руководителем контрактной службы

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель отдела по работе с поселениями

администрации Лискинского

Должностная инструкция начальника отдела контрактной службы

1. Общие положения

1.1. Должность начальника отдела контрактной службы относится к ведущей группе должностей, включенной в Реестр должностей муниципальной службы Лискинского муниципального района Воронежской области и подчиняется непосредственно руководителю отдела по работе с поселениями.

1.2. Назначение на должность и освобождение от должности начальника отдела контрактной службы осуществляются приказом руководителя отдела по работе с поселениями.

1.3. На должность начальника отдела контрактной службы принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, а также стаж работы в указанной сфере не менее трех лет.

1.4. Начальник отдела должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

I. К уровню профессионального образования:

Наличие высшего профессионального образования.

II. К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей.

Стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

III. К профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих:

Коммуникативные навыки.

IV. Начальник отдела контрактной службы должен знать:

Конституцию РФ, гражданское, бюджетное законодательство, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;

Общие принципы осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;

Основные принципы, понятия и процессы системы закупок;

Систему проведения закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения в контексте социальных, политических, экономических процессов Российской Федерации;

Методы планирования при проведении закупок;

Порядок осуществления подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов (договоров), подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Порядок осуществления закупок, в том числе заключения контрактов (договоров);

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительный анализ методов оценки заявок на участие в конкурсе;

Эффективность размещения заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;

3.2.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.2.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.2.4. Разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства администрации вопросы структурных изменений отдела, улучшения организации труда и повышение эффективности работы.

3.2.5. На обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

3.2.6. Направлять по согласованию с руководством администрации материалы, связанные с деятельностью отдела, в правительство Воронежской области, правоохранительные, налоговые и другие органы.

3.2.7. Запрашивать и получать от других отделов администрации, предприятий, организаций и учреждений материалы, необходимые для решения вопросов, относящихся к компетенции отдела.

3.2.8. Участвовать в заседаниях и совещаниях, проводимых администрациями Лискинского муниципального района, городского поселения города Лиски и поселений района и Совета народных депутатов Лискинского муниципального района.

3.3. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.5. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

3.6. Начальник отдела в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

планов закупок;

планов графиков;

иных актов ненормативного (организационно-распорядительного) характера по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения.

3.7. Представлять администрацию Лискинского муниципального района по вопросам, относящимся к его компетенции.

3.8. Начальник отдела в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

разработки должностных инструкций для специалистов отдела,

положения о контрактной службе;

графика отпусков сотрудников контрактной службы;

иных актов по поручению непосредственного руководителя (___________________).

3.9. В соответствии со своими должностными обязанностями начальник отдела принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность

Начальник отдела контрактной службы несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. Начальник отдела контрактной службы несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, касающиеся:

планирования закупок товаров, работ, услуг;

определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

заключения гражданско-правового договора;

особенностей исполнения контрактов (договоров);

мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

контроля за соблюдением законодательства РФ.

4.4. Действие и бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

4.5. Несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4.6. Персональную ответственность за самовольное использование нелегального программного обеспечения .

5. Порядок служебного взаимодействия

5.1. Взаимодействие начальника отдела контрактной службы с гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и положением о контрактной службе.

6. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

6.1. Эффективность профессиональной служебной деятельности начальника отдела контрактной службы оценивается по следующим показателям:

выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

своевременности и оперативности выполнения поручений;

качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);

способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий , способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

осознанию ответственности за последствия своих действий.

Должностная инструкция разработана в соответствии с Положением об отделе контрактной службы.

Управляющий делами администрации _________

Начальник юридической службы ________

С должностной инструкцией ознакомлена ________


Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с 01.01.2014 года, отдельные положения по правам и обязанностям контрактной службы, касающиеся стадий планирования закупок и размещения информации о них в Единой информационной системе (пункты 1 и 2 части 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ), вступят в силу с 2015 года.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы.

История проблемы принципа профессионализации сферы закупок

Основная новация в кадровых изменениях системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализации сферы закупок. Государственные закупки в нашей стране стали осуществляться с 1991 года после упразднения Госснаба. Новая система госзакупок была создана в 1997 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако требования к профессиональным знаниям государственного заказчика и членов закупочных комиссий в тот период не были установлены. В 2006 году были приняты Требования к минимуму знаний к специальности в сфере закупок, но они не были установлены как обязательные.

В 2009 году появилось требование в 94-ФЗ о том, что хотя бы один член закупочной комиссии должен быть обучен. Проект закона о ФКС содержал требования к опыту работы, и положение о необходимости установления минимума знаний, которые не вошли в действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ впервые вводит принцип профессионализации сферы закупок и устанавливает обязательное требование для членов контрактной службы заказчика и контрактных управляющих – высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

Причины создания контрактной службы

Госзакупки осуществляет заказчик. Кто такой заказчик? Заказчиком является государственный или муниципальный орган либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных, муниципальных и бюджетных организаций.

С 01.01.2014 осуществить закупку можно только по Закону №44-ФЗ . Для проведения закупки Заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Для чего нужна контрактная служба? Цель этого нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта.

Чем будут заниматься контрактная служба или контрактный управляющий?

Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта.

Контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки , включающий в себя следующие стадии:

  • Планирование закупок;
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • Заключение контрактов;
  • Исполнение контрактов:
  • Претензионно-исковая работа.

Этапы создания КС

Подготовка заказчика к созданию контрактной службы включает в себя несколько этапов:

  1. изучить правовые акты по ФКС;
  2. создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (в зависимости от совокупного объема) к 01.01.2014 году. Действовать они могут лишь в части тех прав и обязанностей, которые вступят в силу с 2014 года;
  3. направить сотрудников на обучение до 01.01.2014г. или переобучение до 01.01.2016г.;
  4. разработать и утвердить новые положения о комиссиях.

Структура КС

44-ФЗ предлагает 3 модели контрактной службы :

  1. контрактная служба со специальным структурным подразделением,
  2. контрактная служба без специального структурного подразделения,
  3. назначение контрактного управляющего.

Законом предусмотрено, что определяющим моментом для заказчика при решении вопроса о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего будет являться совокупный годовой объем закупок по плану - графику.

Согласно 44-ФЗ, контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей . В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч.1, ст.38). При этом заказчик сам решает создавать ему специальное структурное подразделение или не создавать. Поскольку создание специального структурного подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменений организационной структуры заказчика.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше или равен 100 млн. рублей, то заказчик имеет право создать контрактную службу (ч.2, ст.38).

Если не создана контрактная служба, то заказчик обязан (ч.2, ст.38) назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Таким образом, в зависимости от совокупного годового объема закупок (ориентир здесь сумма: меньше или равно, или больше 100 млн. рублей) у заказчика есть право или обязанность создавать контрактную службу. Но, если заказчик, совокупный годовой объем закупок, которого меньше или равен 100 млн. рублей, не реализовал свое право, то у него появляется обязанность назначить контрактного управляющего.

Способы создания контрактной службы

  1. создание отдельного структурного подразделения;
  2. утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком. В состав контрактной службы должны входить не менее двух человек – должностных лиц контрактной службы из числа работников заказчика.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя заказчика или лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы . Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы

Статья 9 Закона №44-ФЗ вводит принцип профессионализма заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы установлены частью 6, статьи 38 Закона №44-ФЗ. Все работники контрактной службы, контрактный управляющий с 2016 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

До 01.01.2016 работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 2 ст.112).

Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Нехватку методической поддержки в регионах предполагается решить за счет образовательных семинаров, подготовки кадров в вузах, реализации пилотных проектов.

Согласно статье 39 Закона 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик определяет состав комиссии и порядок ее работы, назначает председателя комиссии.

Состав комиссии должен включать не менее 5 человек: при проведении конкурсов (конкурсная комиссия) и при проведении аукционов (аукционная комиссия), при проведении всех способов закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен включать не менее 3 человек: при проведении котировок (котировочная), при проведении запроса предложений (комиссия по рассмотрению заявок и окончательных предложений в запросе предложений).

В случае выявления в составе комиссии лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах закупок и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39).

Комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50 % общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39).

Требования к квалификации членам комиссии по осуществлению закупок:

В Письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 года № Д28и-1070 дано разъяснение требований к членам комиссии по осуществлению закупок: если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

Функциональные обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)

Функции контрактной службы и контрактного управляющего аналогичны. Разница в масштабе и объеме работ. Статья38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего. Для контрактного управляющего достаточно разработки и утверждения должностной инструкции, согласно его профессиональным обязанностям.

Контрактная служба заказчика

Руководитель контрактной службы

Работники контрактной службы

Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Контрактный управляющий

Должностное лицо из числа сотрудников контрактной службы заказчика, назначенное заказчиком на данную должность, если при этом совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба. Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссии по осуществлению закупок

Требования: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок, специальные знания, относящиеся к объекту закупки. В состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. М инимум 50 % членов комиссии должны быть

обучены по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех, заказчик обязан был еще в 2013 году.

Функции и полномочия контрактной службы по закону 44-ФЗ

  • подготавливает План и План-график закупок ;
  • размещает документацию о закупке в ЕИС;
  • заключает контракт;
  • принимает результаты контракта;
  • ведет претензионную работу;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Ответственность

Устанавливается персональная ответственность руководителя и других работников контрактной службы за выполнение своих функций и полномочий. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства РФ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. каждый заказчик, осуществляющий закупки, должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
  2. в КС входят работники заказчика: это может быть один контрактный управляющий, а при совокупном годовом объеме закупок более 100 млн. рублей – не менее 2 лиц;
  3. необходимо обучить сотрудников контрактной службы к 01.01.2014г. или переобучить до 01.01.2016г.;
  4. все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 01.01.2016г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов;
  5. контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки, ее функциональные обязанности утверждены в Типовом положении (регламенте) Минэкономразвития России.

Для подготовки статьи использованы материалы:

  1. Закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631)

Сегодня около 3 тыс. вакантных мест открыты в государственных организациях страны, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Примерно 8000 специалистов ищут работу в этой сфере. В среднем, 2, 5 человека претендуют на одно место. Средняя зарплата руководителя контрактной службы по Москве и Санкт-Петербургу составляет 160 тыс. рублей, минимальная — 80 тысяч, максимальная — 500 тыс. рублей.

Георгий Сухадольский

Такие данные были приведены на открытой встрече, которая прошла в формате public-talk, где присутствовали представители контрактных и кадровых служб, электронных площадок, студентов. Участники встречи обсудили профессию контрактного специалиста, ее риски и преимущества; какими качествами должен обладать тендерный специалист, чтобы стать успешным; перспективы профессии: как цифровизация изменит работу контрактных служб; реально ли сделать карьеру на рынке закупок; как стать профи и имеет ли возраст значение; каков спрос на тендерные кадры: дефицит или профицит; как быть всегда в курсе требований меняющегося законодательства и многое другое.

Эльмира Султанова

Георгий Сухадольский, генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», эксперт по закупкам Экспертного совета при Правительстве РФ считает, что закупщик — одна из ключевых и перспективных профессий на рынке госзакупок: «Многих сегодня настораживает
и грядущая цифровизация, и текущая ситуация, связанная с большим количеством изменений законодательства. При этом не стоит забывать о том, какое бы регулирование не ввело государство, исполнять его все равно людям, в итоге ведь они принимают решение. Закупщики – это люди, которые должны быть самомотивированы на развитие и улучшение себя, своего окружения
и своих результатов».

Валерий Сергиенко

По словам Эльмиры Султановой, руководителя контрактной службы Департамента капитального ремонта города, считает, что дефицита контрактных управляющих нет. Но есть на рынке дефицит именно закупщиков-специалистов: « Закупки — это командная работа. Успех зависит от того, насколько грамотно будут отстроены процессы, в том числе и то, что касается цифровизации. Поэтому ее не стоит бояться – программным продуктом должен заниматься специалист, владеющий им,

Ирина Гладилина

постоянно расширяющий свои знания. А таких сегодня очень мало в Москве».

Заместитель начальника Управления закупок ГКУ Дирекция ДОгМ Валерий Сергиенко определил главное качество, которое необходимо на рынке закупок – это стрессоустойчивость. «Когда идет вал очень важных закупок, а он идет постоянно, необходимо, чтобы люди понимали, для чего они это делают и какой результат в итоге должны получить. Из этого следует еще одно качество – целеустремленность: люди должны понимать цель закупки, которую они делают. Причем эта цель — не публикация извещения, как ошибочно думают многие начинающие контрактные управляющие, а качественное исполнение заключенного контракта», — заявил Валерий Сергиенко.

Профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы также подтвердила, что для эффективной организации служба закупок является одной из основных. Поэтому важно, чтобы специалисты контрактных служб были профессионалами, обладающими огромным количеством качеств и навыков, способными брать на себя ответственность. Но помимо управленческих компетенций и знания законодательства, контрактный управляющий – это, прежде всего, человек, который умеет координировать закупочную деятельность и постоянно развиваться.

Светлана Аппба

«Должность «контактный управляющий до сих пор есть не у всех заказчиков.
Контрактные управляющие и руководители контрактных служб чаще всего занимают другие должности — юриста, экономиста и так далее», — считает руководитель методологического отдела Национальной электронной площадки Светлана Аппба. – «Часто мы сталкиваемся с тем, что
в штатном расписании нет этой единицы. Делятся обязанности – кто то занимается планированием, бухгалтерия проводит оплату, все это собирается по кусочкам. Контрактный управляющий — это юрист или заместитель директора. Часто сложно доказать руководству, что необходим отдел закупок в соответствии с профстандартам. Мой путь создания такого отдела занял три года, и я считаю это своим достижением.

Я была контрактным управляющим, потом руководителем контактной службы и самостоятельно создала закупочный отдел. Вначале я была отраслевиком, потом юридическое образование и экономические курсы.
Мы, закупщики, должны быть кладезью всех знаний – отраслевых, юридических и экономических, чтобы осуществлять качественные закупки без нарушений.

Ирина Белоусова

Профессия контрактного управляющего, по мнению Ирины Белоусовой, руководителя контрактной службы, школы №1248, находится на стыке нескольких наук – экономики, юриспруденции и бухгалтерии. Большую роль играет право, потому что, чаще всего, тендерным специалистам приходится иметь дело с договорами. Здесь нужно осознавать свои возможности в правовых рамках.
Несмотря на то, что профессия довольно молодая, требования к ней возрастают. Чтобы работать в этой сфере, нужно быть пытливым, внимательным сотрудником, имеющим широкий кругозор. Человек должен быстро включиться в работу, знать, о чем идет речь, и где почерпнуть ту или иную информацию.

«Закупочная сфера постоянно развивается, все больше включаются люди со стороны исполнителя, которые привлекают специалистов по госзакупкам, поскольку сами не справляются. Первое время практически все тендерные специалисты только начинали изучать эту сферу, а сейчас стараются выйти на более высокий профессиональный уровень», — считает Ирина Белоусова.

Наталия Браславская

Наталья Браславская, руководитель группы подбора персонала Академия Рекрутинга Ильгиза Валинурова, предположила, что секрет профессии контрактного управляющего заключается в личных качествах сотрудника. В частности, в его проактивности. Если человек сам оказывается инициатором обучения, развития, установления новых контактов – это очень ценно. Здесь
не имеет значения, коммерческая или государственная организация: работодатель видит в сотруднике потенциал, тратит свои ресурсы на улучшение его навыков, и, впоследствии, сотрудник приносит ему хорошую прибыль. «Чаще всего, на собеседовании люди заявляют о полной готовности что-либо сделать. Но фразы «Я готов это делать»
и «Я не могу этого не сделать» – две совершенно разные истории. Если человек проактивен и старается выполнить все поставленные задачи, умеет договариваться, работодателю очень повезло» , поделилась своим опытом Наталья Браславская.

Виктория Яшина

По мнению Виктории Яшиной, директора по персоналу АО «Единая электронная торговая площадка», в современных условиях профессия контрактного управляющего чрезвычайно востребована
и уникальна. Около 3 тыс. вакантных мест открыты в государственных организациях страны, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В настоящее время примерно 8000 специалистов ищут работу в этой сфере. В среднем, 2, 5 человека претендуют на одно место.

«Такая ситуация возникает из-за нехватки качественных специалистов. Спрос на профессионалов в этой сфере растет. И государственные, и коммерческие организации
ищут сотрудников, готовых работать на бизнес и постоянно совершенствовать свои навыки.
Время диджитализации требует от тендерных специалистов новых знаний и компьютерной грамотности. При этом сотрудник контрактной системы должен уметь приспосабливаться к среде, ситуации на рынке, поскольку мир стремительно меняется, а вместе с тем, усложняется законодательство. Если все эти качества присущи специалисту, он точно не останется без работы» — рассказала

Сергей Светоченко

Виктория Яшина.

«Профессия контрактного управляющего имеет более 10 различных названий — директор
по закупкам, менеджер по тендерам, менеджер по закупкам….
На должность менеджера по закупкам размещено около 2,7 тысяч резюме,
а вакансий при этом около 600. Кадровый рынок Москвы один из самых конкурентных — 4-5 человек на место», — поделился своим исследованием руководитель пресс-службы Superjob Сергей Светоченко», — «Средняя зарплата руководителя контрактной службы по Москве
и Санкт-Петербургу, учитывая и коммерческие, и некоммерческие организации, составляет 160 тыс. рублей, минимальная — 80 тысяч, максимальная — 500 тыс. рублей».

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с , превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2019 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2019 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.