Конспект логопедического занятия - путешествие в мир профессий. Конспект грамматического занятия Тема профессии в логопедической группе

Елена Шарапова
Конспект логопедического занятия «Профессии»

Цель : обогащение словаря по теме «Профессии » .

Задачи :

Упражнять в употреблении в речи существительных по падежам, активизировать глаголы, образовывать глагольные формы;

Учить образовывать существительные ж. р, рифмовать слова;

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Развивать память, мышление, внимание.

Оборудование : предметные картинки, мяч, презентация, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» .

Ход работы:

1. Орг. момент.

Логопед предлагает игру «Отгадай загадки и назови профессии » .

По мере отгадывания на доску помещают картинки с изображением людей разных профессий .

Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)

Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)

Кто готовит нам обеды : суп, котлеты, винегреты? (Повар)

Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически? (Парикмахер)

Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)

Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)

Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)

2. Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы будем говорить о разных профессиях .

А как вы думаете, что такое профессия ? (Дело, занятие , работа)

Назовите профессии ваших родителей .

Кем вы хотите стать, когда вырастите?

3. Игра «Кто что делает?»

Повар – варит. Пожарный – тушит.

Учитель – учит. Строитель – строит.

Продавец – продает. Фотограф – фотографирует.

Воспитатель – воспитывает. Врач – лечит.

4. Игра с мячом «Кто где работает?»

Учитель в школе. Строитель на стройке. Повар в столовой. Доктор в больнице. Портной в ателье. Продавец в магазине. Парикмахер в парикмахерской. Пожарный в пожарной команде.

5. Игра «Закончи предложение» .

Повар варит (что) - суп.

Врач лечит (кого) -.

Водитель водит (что) -.

Портниха шьет (что) -.

Учитель учит (кого) -.

Продавец продает (что) -.

6. Игра «Назови по образцу» .

Он учитель, а она учительница.

Он писатель, а она….

Он художник, а она…

Он проводник, а она…

Он певец, а она…

Он переводчик, а она…

Он актер, а она…

7. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. «ПОВАР»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают пальцы на левой руке.)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он! (Разводят руками.)

8. Игра «Кому что нужно»

Повару нужны кастрюли, ножи, продукты и т. д.

Учителю нужны указка, тетрадь, ручка и т. д.

Врачу нужны халат, маска, перчатки, таблетка и т. д.

Продавцу нужны продукты, деньги, весы, счеты и т. д.

Портнихе нужны ножницы, игла, нитки, швейная машинка и т. д.

Парикмахеру нужны ножницы, фен, расческа и т. д.

Художнику нужны кисти, полотно, краски и т. д.

9. Игры для Тигры.

Логопед предлагает каждому ребенку сесть за компьютер и выбрать соответствующий предмет на экране.

10. Игра в рифму «Разные профессии » (с опорой на предметные картинки) .

В школе учит нас. учитель.

Строит здания. строитель.

Поезд водит. машинист.

На тракторе пашет. тракторист.

Самолетом правит. летчик.

Паркет выложит. паркетчик.

Красит стены нам. маляр.

Мебель делает. столяр.

На станке ткет ткани. ткач.

От болезней лечит. врач.

Пишет красками. художник.

Сапоги сошьет. сапожник.

Часы починит. часовщик.

Погрузит краном. крановщик.

Рыбу ловит нам. рыбак.

Служит на море. моряк.

В машине возит груз. шофер.

На комбайне работает. комбайнер.

За свинками следит. свинарка.

Доит коров всегда. доярка.

В доме свет провел. монтер.

В шахте трудится. шахтер.

Кровлю сделает. кровельщик.

Вставит стекло. стекольщик.

На барабане нам сыграет. барабанщик.

В магазине мусор уберет. уборщик.

В баскетбол играет. баскетболист.

На велосипеде едет. велосипедист.

В шахматы играет. шахматист.

В шашки обыграет нас. шашист.

В трубу дует. трубач.

На скрипке сыграет. скрипач.

Песни нам поет. певец.

Кто всех знает. МОЛОДЕЦ!

Ребята, а что нового вы узнали на занятии ? А какие профессии вы знаете ? В какие игры вам понравилось играть?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для старшей группы «Все профессии важны» Конспект логопедического занятия для старшей группы. Тема: «Все профессии важны» Цели: Коррекционно-образовательные: Развивать и расширять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: активизировать и развивать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Формировать позитивные установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда. Задачи: Образовательные: Расширять.

Конспект образовательной деятельности «Все профессии нужны, все профессии важны» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Конспект образовательной деятельности по развитию.

Конспект познавательно-развлекательного мероприятия для младших школьников «Все профессии нужны, все профессии важны!» «Все профессии нужны - все профессии важны!» Познавательно - развлекательное мероприятие для младших школьников Разработано социальным педагогом.

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Доброе утро, ребята! 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Проходите на разноцветные кружки. У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра.

2. Объявление темы.

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей?

Для того чтобы еще больше узнать о профессиях, сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие.

А на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он по рельсам быстро мчал -

Шпалы все пересчитал.

(Поезд) на слайде появляется картинка

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? (машинист) на слайде появляется картинка

Кто еще работает на поезде? (проводник) на слайде появляется картинка

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда.

Сделали вдох носиком, на одном выдохе произносим слог ТУ-ТУ-ТУ

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

3. Вводная беседа.

Что же такое профессия? Профессия - это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

4.Развитие лексико-грамматических категорий. Отгадывание загадок с опорой на картинки. (Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи)

Мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (пожарники)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (строители)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид ! (парикмахер)

Ребята, какие вы молодцы вы справились с заданием.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Наш состав отправляется к следующей станции. А на следующей станции наш ждет письмо, наш друг Незнайка его нам оставил. Сейчас мы узнаем что- же он нам пишет, ребята, но он все перепутал, давайте ему поможем, и исправим ошибки.

Повар лечит, а врач готовит;

Космонавт едет, а шофер летает;

Доктор учит, а учитель лечит;

Милиционер охраняет, а учитель учит;

Продавец строит, а строитель продает;

Портной готовит, а повар кроет;

Врач лечит, а космонавт летает;

Маляр рисует, а художник красит;

Парикмахер спасает, а пожарный делает модные прически.

Пальчиковая гимнастика Самомассаж с шариком Су-джок «Сапожник».

Посмотрите, на краю стола у вас лежит шарик Су-джок.

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги! (катаем шарики в ладонях)

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. Сжимаем шарик в ладошке.

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра с мячом «Назови действие»

Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

Я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

Ножом – . Метлой - . Пилой - . Из лейки - . Топором - .Лопатой - . Иглой - . Ножницами - . Расческой - . На весах - . В кастрюле - . В сковороде - . Градусником - . Кистью - .

Физкультминутка «профессии». Выполнение движений по тексту стихотворения

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Игра «Положи слово на ладошку» «Кому что нужно?» Пополнение словаря по теме «Профессии».

Ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Положи слово на ладошку». Я буду подходить, протягивая ладонь и называя профессию, а вы дотрагиваясь до моей ладони, даете ответ, Кому, что нужно?

Косарю - коса. Художнику - кисточки. Портному - игла. Парикмахеру - ножницы, фен. Повару - нож, поварешка. Программисту - компьютер Врачу - фонендоскоп, градусник. Учителю - книги, указка, доска. Дворнику - метла, лопата. Мотоциклисту - мотоцикл. И т.д.

С заданием справились. Молодцы.

Игра Четвёртый лишний».

Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее

Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина - это транспорт, а остальные профессии.)

Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.

Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.

Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Одна коса, а много кос.

Один нож, а много ножей. Одна кисточка, а много кисточек. Один компьютер, а много компьютеров. И т.д.

5. Итог занятия.

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.


Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист- .
  2. Закреплять умение образовывать сложные слова методом сложения основ.
  3. Учить рифмовать слова.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать фразовую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме «Профессии», «Инструменты».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Постановка цели.

2. «Отгадай загадки».

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)

3. Игра в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

4. «Назови профессию».

Детям раздаются картинки – надо называть профессию, рассказать, что делает человек.

Дрессировщик дрессирует зверей.
- Стекольщик вставляет стекло.
- Экскаваторщик работает на экскаваторе.
- Точильщик точит ножи.
- Портниха шьет одежду.
- Печник кладет печь.
- Мотоциклист движется на мотоцикле.
- Велосипедист едет на велосипеде.
- Пианист играет на рояле.
- Парашютист прыгает с парашютом.
- Хоккеисты играют в хоккей.
- Футболисты играют в футбол.

5. Пантомима «Угадай профессию».

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (скрипач, чистильщик, дроворуб, уборщица, парикмахер, фотограф).

6. Игра «Кому это нужно для работы?».

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.

7. Физкультурная минутка .

Педагог – паровоз, дети – вагоны.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети руками изображают движения колес.

8. Игра «Третий лишний».

Выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:

  • кастрюля, топор, сковорода (лишний топор, потому что топор нужен дроворубу, а кастрюля и сковорода необходимы повару);
  • тигр, катушка ниток, слон;
  • топор, игла, клещи;
  • ирисы, лодка, роза;
  • шорты, рубашка, сом;
  • гармонь, труба, совок.

9. «Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

  • дрова рубит – дроворуб;
  • рыбу ловит – рыболов;
  • полы трет – полотер;
  • пчел разводит – пчеловод;
  • землю копает – землекоп;
  • хлеб печет – хлебопек;
  • землю пашет – землепашец.

10. «Назови действия людей».

  • Дровокол – дрова колет.
  • Цветовод – ... .
  • Овощевод – ... .
  • Садовод – ... .
  • Свекловод – ... .
  • Рисовод – ... .
  • Льновод – ... .
  • Лесоруб – ... .

11. Скороговорки .

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Клара у Вали играет на рояле.
  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.
  • Петя пилил пилой пень.
  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  • Улов у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.
    Перекрыть крышу
    Пригласил Гришу.

12. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Елкина, Е.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития»,1998.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.:ВЛАДОС, 1994.
  3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

Светлана Коваленко

Цель : Развитие связной речи и совершенствование грамматического строя речи.

Задачи :

Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

Систематизация знаний о профессиях мам .

Расширение и активизация слова по теме профессии .

Закрепление навыка словообразования существительных, обозначающие женскую профессию .

Развитие связной речи –составление рассказа о маминой профессии с использованием схемы.

Развитие мелкой моторике пальцев рук, фонематического слуха, мимики, фантазии.

Воспитание уважения к труду мамы.

Продолжить совершенствовать художественно –речевые исполнительские навыки детей при инсценировки стихотворения.

Оборудование : Альбом «Мамы всякие нужны» , предметные картинки с изображением орудий труда, инструментов, технических приспособлений, представителями разных профессий ,мяч.

Предварительная работа : Подготовка с мамами рассказов об их профессиях по предложенным плану и образцу.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети сидят на ковре в комнате, где разложены предметные картинки с изображениями инструментов, орудия труда, технических приспособлений. Я предлагаю вам поговорить

о женских профессиях , поэтому дома вы должны были поговорить с мамами об их профессиях и подготовить рассказы . Внимательно рассмотрите картинки и выберите по одной имеющей отношение и профессии мамы .

2. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» .

3. Рассказы детей о профессиях мам .

4. Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны.

(Сжимают обе ладошки в «замочек» .

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

5. Дидактическая игра «Мамины профессии »

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Мамина профессия » Встали все в круг. В мире есть много разных профессий , некоторые из них чаще выполняют мужчины (шахтер, некоторые только женщины (доярка) . Но большинство профессий являются общими . Я называю папину профессию , а вы должны назвать такую же мамину профессию .

Повар –повариха,

Певец –певица,

Учитель –учительница,

Спортсмен –спортсменка,

Фигурист –фигуристка,

Портной –портниха,

Продавец –продавщица,

Актер –актриса,

Пианист – пианистка.


6. Дидактическая игра «Кому что необходимо для работы»

Ребята, у вас карточки, на которых написаны профессии , подберите к ним необходимые инструменты.


7. Игра –соревнование «Слоговое –лото »

Давайте поиграем в слоговое лото . Я буду показывать вам по очереди картинки с изображениями представителей разных профессий . Вы будете делать названия профессий на слоги : мед –сест –ра, сто-мо-то-лог,

биб-ли –о –те –карь, про-до –вец, о –пе-ра –тор, па –рик –ма –хер, у –чи –тель.

кас –сир.

8. Чтение стихов о маме.

9 Развитие мелкой моторики.

Ребята мамы с работы приходят очень уставшими. Как можно их порадовать (ответы детей) . Давайте сделаем для них поделки из соленого теста.

10. Ребята наше занятие подошло к концу . Мы сегодня очень много узнали о профессиях ваших мам , возьмите свои поделки и подарите своим мамам.





Цель:

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

  • расширять и активизировать словарь по теме.
  • учить отвечать на вопросы полными ответами,
  • упражнять в употреблении союза «в, или» .
  • учить правильно строить предложения,
  • учить словообразованию,
  • учить образовывать существительные женского рода от существительных мужского рода.
  • учить составлять короткие рассказы по картинке.
  • развивать у детей мышление, память, внимание.

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Оборудование: картинки с профессиями (Составление рассказа по сюжетной картинке)

Ход занятия:

Поиск соответствующего понятия “ Угадай профессию? ”.

Дети встают в круг и играют с мячом.

Учитель-логопед: задает вопросы, дети отвечают.

Кто носит багаж? – носильщик.
Кто вставляет стекло? - стекольщик.
Кто укладывает кирпичи? – каменщик.
Кто чинит часы? – часовщик.
Кто красит стены? – маляр.
Кто сочиняет музыку? – композитор.
Кто сваривает трубы? сварщик.
Кто работает на кране? –крановщик.
Кто точит ножи? – точильщик.
Кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик.
Кто играет на рояле? – пианист.
Кто учит? – учитель
Кто строит? – строитель
Кто водит? – водитель
Кто готовит? – Повар,
Кто лечит? – врач.

Загадки: Развитие логического мышления.

Кто у постели больного сидит,
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен, он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Это врач)

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Это повар)

Встаём мы очень рано - ведь наша забота,
Всех отвозить по утрам на работу. (Это шофёр)

Кто приносит на газеты
И от бабушки приветы? (почтальон)

У метро стеклянный дом.
Покупаем в доме том:
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный. (овощной магазин)

Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну конечно же … (швея)

Какие ещё профессии вы знаете? (Портной, строитель, пожарный, продавец, художник, парикмахер, маляр, фотограф) .

Игра «Кто что делает?»

Цели: подбор к существительным глаголы.

Что делает Учитель? (Учитель учит детей)
Что делает продавец? (Продавец продаёт товар)
Что делает врач? (Врач лечит людей)
Что делает строитель? (Строитель строит здания)
Что делает художник? (Художник рисует картины)
Что делает повар? (Повар готовит еду)
Что делает портной? (Портной шьёт одежду)
Что делает строитель? (строит и ремонтирует дома)
Что делает маляр – штукатур? (красит, белит, штукатурит)

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цели: пополнение лексического словаря.

Что нужно для работы учителю?

Учителю для работы нужна доска, мел, учебники, тетради, указка и т.д.

Что нужно для работы повару?

Повару для работы нужна плита, посуда, продукты и т.д.

Что нужно для работы продавцу?

Продавцу для работы нужен товар, касса, деньги и т.д.

Что нужно для работы врачу?

Врачу для работы нужны лекарства, градусник и т.д.

Что нужно для работы строителю?

Строителю для работы нужны кирпичи, краска, цемент, машины и т.д.

Игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-) .

Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.

Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.

Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.

Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.

Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.

Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Учитель» .

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей писать, читать, считать. Для работы учителю нужна доска, указка, мел, тетради, книги.

Аналогично дети рассказывают о враче, строителе, продавце, художнике.

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали – (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой) ,

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке (мы ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Нам на стульчики пора.

Игра «Один – много»

Цели: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Учитель - учителя- учителей, врач - врачи –врачей, продавец- продавцы- продавцов, почтальон _почтальоны_ почтальонов, парикмахер-парикмахеры парикмахеров, повар –повара – поваров и т.д.

Игра «Назови по образцу» .

Цели: образование существительных женского рода.

Мужчина - повар, а женщина - повариха.

Мужчина - художник, а женщина - художница

Мужчина - артист, а женщина - артистка

Мужчина - певец, а женщина - певица.

Мужчина - учитель, а женщина - учительница.

Мужчина - лётчик, а женщина - лётчица

Мужчина – портной, а женщина - портниха.

Мужчина - тракторист, а женщина - трактористка.

Мужчина - таксист, а женщина - таксистка.

Мужчина - циркач, а женщина - циркачка.

Мужчина - писатель, а женщина - писательница.

Мужчина – проводник, а женщина –проводница.

Игра “ Разгадай слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.

Рыболов – ловит рыбу.

Пчеловод - разводит пчел.

Лесоруб – рубит лес.

Садовод – разводит сад.

Трубочист – чистит трубы.

После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.

Игра “ Подбери слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.

Летчик какой? – храбрый, смелый.

Учитель какой? – умный, добрый.

Водитель какой? – внимательный, осторожный,...

Врач какой? – добрый, заботливый.

Игра “ Кем хочешь быть? ” предложения с союзом –или-.

Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.

Я хочу быть учителем или врачом.

Я хочу быть продавцом или поваром.

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду? Водитель управляет самолетом? Парикмахер шьет одежду? Библиотекарь разносит почту? Фотограф сочиняет музыку? Тракторист готовит еду?