Православные храмы рима на карте. Храмы рима

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История

Идея основания православного храма в Италии появилась в конце XIX в. Первый шаг сделан в начале XX века, когда русским посольством был выкуплен участок на набережной под строительство церкви, однако революция перевернула весь уклад общества и такой фактор как религия надолго исчез из жизни советских людей. Диаспора в то время также не могла оказать существенной помощи.


В 90-х годах прошлого века в Италию прибыло множеств выходцев из тех стран, которые составляют каноническую территорию московского патриархата. Идея о создании на чужбине символа Русской православной церкви обрела новую силу. Инициатива быстро получила поддержку среди духовенства и в 2001 г. патриарх Московский Алексий II торжественно благословил создание Храма Святой Великомученицы Екатерины. Строительство основной части заняло всего 4 года.

В 2006 г. храм был впервые освящен, и с тех пор там ведутся регулярные богослужения, при храме функционирует детская приходская школа.

В мае 2009 мировая христианская община наблюдала торжественное Великое освящение святыни, великое празднество веры и единения русского православного народа, отважившегося на отчаянный шаг и не остановившегося ни перед какими трудностями.

Архитектура и внутреннее убранство


Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио , ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Как добраться?

  • Адрес : Via del Lago Terrione 77
  • Автобус : №64, ехать до остановки San Pietro.
  • : линия А, станция Ottaviano-San Pietro.
  • Время работы : богослужения проводятся в 9:00 и 17:00 согласно расписания, указанного на сайте.
  • Официальный сайт : www.stcaterina.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.

Рим – особенный город, имеющий прямое отношение к зарождению современной цивилизации. Его историческое наследие бесценно, кроме того, в сердце итальянской столицы располагается Святой Престол Католической церкви – Ватикан . Потребовалось бы несколько жизней на то, чтобы прикоснуться ко всем достопримечательностям вечного города, туристы же имеют в распоряжении, как правило, два-три дня. Предлагаем вниманию путешественников подборку из 10 наиболее интересных храмов, которые обязательно нужно посетить в Риме.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Главный католический храм расположен на территории государства Ватикан . К созданию собора причастны Рафаэль, Микеланджело и другие гении эпохи Ренессанса. Среди шедевров – великолепная мраморная «Пьета», статуя и трон Св. Петра. Собор огромен, его фасады и внутренний интерьер украшены изображениями Христа и святых. С вершины купола открывается вид на площадь и панорама Рима .

Собор открыт с 7-00 до 18-00 зимой и до 19-00 летом. Подъём на смотровую площадку – с 8-00 до 16-45 зимой и до 17-45 летом.

Вход в собор бесплатный, обычно образуется большая очередь, которая двигается быстро. При входе посетители проходят металлоискатель и проверку сумок. Не следует брать с собой больших рюкзаков. Необходимо соблюдать элементарные правила, действующие в любой христианской церкви: прикрывать руки и ноги, мужчинам снимать шляпы, женщинам – покрывать головы платками. В шортах, майках и мини-юбках вас просто не пустят – это Ватикан!
Входные билеты на купол стоят € 6 при подъёме пешком на высоту 551 ступеней, € 8 при подъёме на высоту 230 ступеней на лифте (остальная часть пути – пешком). Подъём весьма трудный, не рекомендуется пожилым людям и туристам с маленькими детьми (назад повернуть не получится, т.к. лестница очень узкая).

Не покидайте Ватикан, не увидев Сикстинской капеллы.

Адрес : Piazza di San Pietro, 00120, Città del Vaticano. Станции метро: Ottaviano и Cipro.

Сикстинская капелла Ватикана (Cappella Sistina)

«Драгоценная шкатулка» Ватикана, бывшая домовая церковь. Помещение украшено фресками Боттичелли, Пинтуриккьо, свод расписан Микеланджело. В настоящее время Сикстинская капелла входит в число музеев Ватикана. В роскошном помещении собираются ватиканские Конклавы для выбора верховного понтифика.

Часы работы с понедельника по субботу с 9-00 до 18-00 (вход не позднее 16-00), последнее воскресенье каждого месяца – с 9-00 до 14-00 (вход не позднее 12-30). Заказать экскурсию в капеллу и другие музеи Ватикана можно по этой ссылке .

Вход € 16. Фотографировать запрещено.

Адрес : Citta del Vaticano 1, 00120. Станция метро Ottaviano.

Уникальный древнейший языческий храм, посвящённый всем римским божествам. Впоследствии передан христианской церкви и освящен по имя Santa Maria (Святой Марии) и Martires (Мучеников). Здание построено без окон, в куполе имеется отверстие – круг диаметром 9 м, символизирующий единство всех святых. Через это единственное «окно» проникает гигантский световой луч. В римском Пантеоне погребён Рафаэль.

Доступ в храм свободный, открыт с 9-00 до 16-00 зимой и до 18-00 летом, по воскресеньям до 13-00.

Адрес : Piazza della Rotonda, 00186. Станция метро Barberini.

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)

Раннехристианский храм находится недалеко от вокзала Термини , на холме Эсквилин. Одна из четырёх Великих римских базилик и из семи паломнических католических церквей. Древняя постройка отлично сохранилась. В интерьере храма прекрасные мозаики V века, потолок покрыт золотом, привезённым на кораблях Колумба. В соборе хранятся подлинные ясли Младенца Иисуса. Три капеллы (Сикстинская, Сфорца и Паолинская (Боргезе)) привлекают туристов роскошью убранства, а паломников – папскими захоронениями. Паолинская капелла предназначена только для молитвы, здесь запрещено делать фото .

Базилика открыта ежедневно с 7-00 до 19-00. Вход свободный.

У входа продаются билеты на экскурсии в папские залы и исторический музей (€ 4), который открыт с 9-00 до 18-30.

Адрес : Piazza di Santa Maria Maggiore 42 | Via Liberiana, 27, 00185. Станция метро Termini.

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Небольшая церковь капуцинов находится рядом с фонтаном Треви . За скромным кирпичным фасадом хранятся полотна Караваджо и Гвидо Рини. Главной достопримечательностью храма является крипта, включающая 6 небольших помещений. Стены оформлены причудливыми узорами в стиле барокко, составленными из костей четырёх тысяч монахов, потолки украшены люстрами из человеческих позвонков, из черепов устроены альковы для скелетов. Останки монахов перенесены со старого кладбища капуцинов и использованы для декорирования крипты в 18 веке.

Крипта открывается ежедневно в 9-00 и закрывается в 19-00 (посетителей перестают запускать в 18-30). Вход стоит € 6.

Адрес : Via Veneto 27, 00187. Станция метро Barberini.

Латеранская базилика (Basilica di San Giovanni in Laterano, Archibasilica Sanctissimi Salvatoris)

Главный кафедральный собор мира – Basilica maior, Великий храм, освящённый в честь Христа Спасителя в 324 году. В соборе хранится несколько ценных реликвий, в нишах центрального нефа можно увидеть статуи 12 апостолов.

Храм открыт для посещения с 7-00 до 18-30, музей базилики с 10-00 до 17-30, вход бесплатный.

Адрес : Piazza di Porta San Giovanni, 4, 00184. Станция метро S. Giovanni.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Ещё один из четырёх патриарших храмов «Вечного города». Огромная величественная базилика находится на окраине города, зато рядом с метро . Церковь привлекает много паломников, т.к. под её сводами покоятся мощи апостола Павла. Перед фасадом роскошная территория, ухоженный зелёный сквер. Храм действующий, туристов здесь бывает немного.

Открыт с 7-00 до 19-00, вход свободный.

Адрес : Via Ostiense, 186, 00146. Станция метро Basilica di San Paolo. Автобусы: 23; 128; 670; 761; 766; 769; 770; C6.

Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù)

Стоит пройти небольшое расстояние пешком от площади Венеции, чтобы увидеть архитектурный шедевр 16 века, невероятную «объёмную» роспись потолка, фрески флорентийских мастеров эпохи Возрождения, статуи 12 апостолов, иконы XIV и XVII веков. Соборная церковь с аскетичным фасадом и ярким внутренним декором принадлежит ордену иезуитов.

Церковь открыта ежедневно с 7-00 до 12-30 и с 16-00 до 19-45, вход бесплатный.

Адрес : Piazza del Gesu | Via degli Astalli, 16, 00186. Станции метро Colosseo, Cavour.

Базилика Санта Кроче-ин-Джерусалемме (Santa Croce in Gerusalemme)

Базилика привлекает внимание замысловато украшенным фасадом с гербом Папы Римского и множеством статуй. В капелле храма хранятся христианские реликвии: остатки Животворящего Креста, шипы Тернового Венца, один из гвоздей с распятия Христа, перст святого апостола Фомы, мощи Антониетты Мео, шестилетней девочки, самой юной святой христианского мира. Церковь является объектом паломничества христиан.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Вход бесплатный.

Адрес : Piazza di Santa Croce in Gerusalemme, 12, 00141. Станции метро: S. Giovanni и Manzoni.

Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria in Montesanto e Santa Maria dei Miracoli)

Архитектурный ансамбль эпохи Возрождения, расположенный на южной стороне Пьяцца дель Пополо. Церкви-близнецы невероятно похожи, однако между ними немало различий в деталях.

В церкви Санта Мария деи Мираколи можно увидеть великолепные фрески, лепнину, скульптуры кардиналов, на алтаре чудотворный образ Богородицы.

В малой базилике Санта-Мария-ин-Монтесанто – «церкви художников» постройки 17 века – располагается «Месса деятелей искусства». Обратите внимание на запрестольный образ Девы Марии Монтесанто. Создание иконы относят к 15 веку, есть легенда, что она написана ребёнком – девочкой 11 лет.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 17-00 до 20-00 (по субботам только с 10-00 до 12-00, по воскресеньям с 11-00 до 13-30). Вход свободный.

Адрес : Piazza del Popolo, Via del Babuino 198. Станция метро Flaminio.

Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin)

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по фильму «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды» . Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9-00 до 17-00 зимой и до 18-00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес : Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку. Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Почетный настоятель Никольского храма в Риме
протоиерей Михаил Осоргин с прихожанами
2005 год

История русской православной общины в Риме

Русская церковь Святителя и Чудотворца Николая в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Министерства иностранных дел 6 октября 1803 года Император Александр I подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при римской посольской миссии. Первоначально ее предполагалось освятить во имя святых Апостолов Петра и Павла – вероятно, в знак уважения к Риму, городу, где покоятся мощи первоверховных Апостолов.
Война с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя двадцать лет после подписания Высочайшего указа, в 1823 году. Однопрестольный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая разместили в посольском доме на via del Corso, 518. Впоследствии в течение целого столетия церковь кочевала вместе с русским посольством из одного дома в другой. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась посольской.
В течение XIX столетия в церкви сменилось несколько настоятелей; некоторые из них скончались здесь и были похоронены в Риме. Почин строительства русского храма принадлежал архимандриту Клименту (Верниковскому), который был настоятелем в 1897–1902 годах. Идея сооружения церкви в римско-католическом «престольном граде» к тому времени уже давно обсуждалась.
Архимандрит Климент (впоследствии епископ Винницкий, † 1909) с самого начала своего настоятельства заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир.
В 1912–1914 годах здесь служил архимандрит Дионисий (Валединский), который издал «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912) – замечательную книгу, где подробно описывается местонахождение всех общехристианских святынь, хранящихся в «вечном городе». (В 2002 году эта книга была вновь переиздана Никольским приходом.) При нем сбор средств на строительство храма в Риме продолжился. Осенью 1913 года Император Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России. Летом 1914 года Госбанк открыл особый счет в Петербурге.
С 1914 по 1916 год настоятелем церкви был архимандрит Филипп (Гумилевский), убиенный в России в 1936 году. В 1915 году он сформировал новый состав строительного комитета, возглавленный князем С. С. Абамелек-Лазаревым. Князь навязал комитету другого архитектора – Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике со стороны архитектора В. А. Субботина, надзиравшего тогда за церковным строительством в городе Бари.
С 1916 года в течение почти полувека (точнее – сорок семь лет) на посту настоятеля единственного православного прихода в Риме подвизался архимандрит Симеон (Нарбеков, † 1969). Он так же, как и предыдущие настоятели русского храма, похоронен на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо.
Благодаря неутомимым и самоотверженным трудам отца Симеона православная русская церковь была обустроена в доме светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой (1847– 1919), которая еще в 1897 году завещала свой римский дом на via Palestro, 71 («палаццо Чернышев») русскому православному приходу. Здесь и начала действовать церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«День 25-го апреля 1932 года был самым знаменательным, радостным и светлым днем в жизни русского православного прихода в Риме и всех проживающих здесь верующих православных людей. Ваши неустанные труды, увенчавшиеся полным успехом, привели к созданию этого нашего православного храма, и в этот день он был торжественно освящен и под этими сводами была впервые отслужена Вами Божественная литургия.
Создание каждого православного храма – большого или малого – всегда является радостным, светлым событием в церковной жизни, но создание нашего храма было особенно значительным и радостным событием ввиду того, что он был создан в одном из главнейших центров христианства, в Риме, неразрывно связанном с воспоминаниями о первых веках христианства, с мыслью о первоапостолах Петре и Павле и стольких святых мучениках за Христа, распространивших свет Христова учения по всему миру.
Уже давно каждый православный чувствовал необходимость иметь в Риме свой православный храм. Еще царское правительство озаботилось с этой целью покупкой земли, но разразившаяся над нашей родиной сокрушительная буря беспощадной революции помешала исполнению этого намерения.
Но вот, в годы великих страданий России, в годы нашего рассеяния было все же суждено осуществиться этому нашему законному стремлению», – говорилось в адресе, направленном прихожанами архимандриту Симеону.
«Когда в 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский, † 1946) возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находившийся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, все приходы, зависевшие от него, остались ему верными. Однако римский приход с его клиром уже с 1927 года выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей», – пишет современный исследователь А. Нивьер.
С именем архимандрита Симеона связано и другое значительное событие в жизни русской православной общины в Риме.
1/14 ноября 1929 года итальянским монархом был подписан указ об учреждении «энте морале» при русской православной церкви, что означало для русского прихода получение прав юридического лица и позволяло вступить в законное владение домом княжны М. А. Чернышевой.
В адресе прихожан Никольского храма справедливо было отмечено «благосклонное отношение итальянского монарха и его правительства» к созданию этой русской православной церкви.
Архимандрит Симеон оставил о себе светлую память в сердцах прихожан римского Никольского храма. В 1943 году здесь были изданы некоторые проповеди этого «златоуста Русской Зарубежной Церкви», как назвал его позднейший публикатор неизданных проповедей в мюнхенском альманахе «Вече» (2000. № 65).
Его преемником с середины 1950-х годов стал архимандрит Каллист (Подзолов). Родился он 20 сентября 1895 года. С 1935 по 1945 год был настоятелем прихода в Сан-Ремо. С 1945 по 1961 год нес послушание помощника настоятеля Свято-Никольского прихода Рима, сослужил архимандриту Симеону (Нарбекову). В сан игумена был возведен в 1946 году, в сан архимандрита – в 1949 году. Когда в конце 1940-х годов архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист фактически исполнял обязанности настоятеля прихода в Риме. С 1946 по 1961 год он – благочинный русских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и вице-председатель римского комитета Красного Креста.
Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях «перемещенных лиц» («ди-пи»), в Триесте, Латино, Неаполе и под Турином (вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. Умер 21 октября 1963 года и похоронен согласно его завещанию в общей русской могиле на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме.
В 1960-х годах община состояла в подчинении архиепископу Женевскому Антонию (Бартошевичу, † 1993). В 1966 году на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. Отец Виктор происходил из простой крестьянской семьи, родился в Приморье и получил первоначальное духовное образование в Иркутской семинарии, затем поступил в Московскую Духовную академию. В годы гражданской войны воевал в рядах Добровольческой армии. После поражения Белого движения в 1920 году покинул Россию.
В 1921 году в течение трех месяцев нес послушание псаломщика и регента при русской церкви Святителя Николая в Риме. Затем переехал на юг Франции. В 1929 году был рукоположен в сан священника и настоятельствовал на приходах в Тарасконе, Брюсселе и Голландии. Будучи в Брюсселе, издал семьдесят девять номеров «Приходского листка». С 1953 по 1966 год был настоятелем Преображенской церкви в Лос-Анджелесе (США).
В течение почти двадцати лет, до 1984 года включительно, отец Виктор был настоятелем Никольского прихода в Риме. В 1984 году вышел за штат по старости и вернулся в США. Скончался в Лос-Анджелесе в 1989 году. Протоиерей Виктор Ильенко был видным духовным писателем и замечательным проповедником.
В 1984 году на приход был назначен настоятелем иерей Михаил Маклаков. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, в том числе по отношению к католическому окружению. В силу этого, а также из-за некоторых других причин он вошел в конфликт с приходом и вынужден был покинуть Рим. В 1985 году Никольский приход перешел под омофор Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
В феврале 1987 года настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин. Отец Михаил происходит из старинного дворянского рода Осоргиных, к которому принадлежала святая праведная Иулиания Лазаревская. Рожденный в 1929 году в Москве, он в 1931 году вместе со своей матерью, урожденной княжной Голицыной, эмигрировал в Париж.

Его отец Георгий Михайлович Осоргин, императорский кавалергард, в 1929 году был расстрелян на Соловках. Воспитанный в среде русской эмиграции, отец Михаил воспринял лучшие духовные традиции Парижской архиепископии. На его формирование в детские годы большое влияние оказал его дедушка, также протоиерей Михаил Осоргин, бывший императорский губернатор в Калуге и Гродно.
Затем были годы учебы в Свято-Сергиевском Богословском институте, где судьба свела его с лучшими представителями парижской богословской школы. Его однокурсниками были будущий Патриарх Антиохийский Игнатий, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф.
С именем отца Михаила связана новая эпоха в жизни русского прихода в Риме. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то к середине 1980-х численность прихожан стала быстро возрастать.
Но особенно значительно приход стал увеличиваться с середины 1990-х годов, когда Италия стала одним из центров новой эмиграции.
Судьбоносное для жизни Никольского прихода и, в широком смысле, для всей Русской Православной Церкви в рассеянии решение был принято 26 октября 2000 года на собрании членов «энте морале». Никольский приход вернулся в лоно Матери-Церкви, что во многом произошло благодаря убеждению отца Михаила Осоргина в том, что будущее Православия в Западной Европе зависит от объединения всех его ветвей под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В сентябре 2004 года настоятелем Свято-Никольского храма был назначен епископ Егорьевский Марк. Благодаря ему была открыта новая страница в жизни русской православной общины Рима. Выпускник Московских Духовных школ, преподаватель МДАиС, кандидат богословия, постриженик Троице-Сергиевой Лавры, затем помощник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и, наконец, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – весь свой богатый духовный и пастырский опыт он смог обратить на пользу римскому приходу.
На Свято-Никольском приходе начались масштабные реставрационные работы. В частности, была проведена внешняя реставрация церковного дома, было отреставрировано внутреннее помещение церкви, полностью перекрыт бетонный настил церковного двора, сделан второй вход в помещения церковного подвала, благодаря чему приход смог обустроить церковную школу для детей прихожан.
Разработана широкомасштабная паломническая программа, включающая посещение в течение года всех святых мест Рима, а также организованы паломничества к общехристианским святыням Земли Италийской (город Бари, город Амальфи) и в Святую Землю.
В новом веке духовенство Никольского храма в Риме продолжает окормлять всех стремящихся к православной вере, подавая им надежду и помогая сохранять душевную стойкость в непростых условиях жизни в чужой стране.